Закупки по-новому

Электронные торги охватят, по разным оценкам, 5—7% всех закупок госкомпаний, что тоже немало, ведь речь идет о 300—500 млрд рублей.С 1 июля все госкомпании должны перейти к системе электронных торгов, информация о которых будет открыта всем желающим.

Недавнее бюджетное послание президента Владимира Путина во многом отличается от аналогичных документов прошлых лет. Государство вспомнило не только об экономике, но и об экономии. И в частности — о совершенствовании системы госзакупок. «Только на госзакупках государство теряет 1 трлн рублей в год. Для сравнения: это в три раза больше, чем федеральный бюджет выделяет на строительство дорог, и в семь раз больше, чем идет на поддержку села», — отмечает депутат Госдумы Сергей Доронин.

Впрочем, речь должна идти не только о госзакупках в узком смысле слова (объем федеральных госзакупок составляет порядка 5 трлн рублей), но и о закупках государственных компаний, госкорпораций, естественных монополий и ГУПов, объем которых, по разным экспертным оценкам, составляет до 10 трлн рублей (по оценкам «Деловой России», 6 трлн рублей).

Закупки госкомпаний регулируются законом № 223-ФЗ, вступившим в силу
с 1 января нынешнего года. И, согласно закону, начиная с 1 июля все госкомпании должны перейти к системе электронных торгов, информация о которых будет открыта всем желающим. Правда, списки товаров, закупки которых обязательно проводятся в электронном виде, должно составлять правительство, а оно не спешит охватить системами электронных торгов все виды закупок. Пока в списке, подготовленном Минэкономразвития, только 12 товарных позиций, в частности полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, компьютеры, автомобили и прочий транспорт. Так что в действительности электронные торги охватят, по разным оценкам, 5—7% всех закупок госкомпаний, что тоже немало, ведь речь идет о 300—500 млрд рублей. Однако пока еще остаются технические проблемы. Так, участие госкомпаний в электронных торгах предполагает использование системы электронных подписей, но для этого в стране не имеется достаточного количества аккредитованных Минсвязи удостоверяющих центров. И хотя с 1 июля система формально заработала, пройдет еще несколько месяцев, прежде чем большинство госкомпаний выведут свои тендеры в Интернет.

Впрочем, не все госкомпании ждут понуканий от властей. Часть из них уже раскрывает больше информации, чем требует закон. Среди лидеров — «Автодор», «Росатом», «Роснефть», «Аэрофлот», РЖД. «Автодор» осуществляет все закупки на электронных торгах. У РЖД, поскольку это акционерное общество, нет обязательства использовать сайт госзакупок. Но уже несколько лет железнодорожники проводят тендеры с использованием электронной площадки, расположенной на официальном сайте компании. «Информация обо всех конкурсах поступает оперативно, и любой пользователь может быстро изучить условия и детали проводимых тендеров», — отметили в пресс-службе РЖД.

Смену подхода к госзакупкам в «Аэрофлоте» аналитики связывают с деятельностью заместителя генерального директора Дмитрия Сапрыкина, который с начала прошлого года стал курировать это направление. После пресловутого ледяного коллапса в аэропорту «Шереметьево», связанного с нехваткой импортной антиобледенительной жидкости, компании были необходимы перемены, и сферу закупок передали под контроль известного специалиста по корпоративному управлению. Топ-менеджер нового поколения, как характеризуют Сапрыкина в отрасли, тотчас обозначил тренд на прозрачность. «Сейчас в «Аэрофлоте» реализуется целый комплекс мер по повышению прозрачности бизнеса, — сообщил «Профилю» представитель «Аэрофлота».
— В частности, компания активно применяет практику электронных торгов — закупки авиатоплива, других товаров, работ и услуг осуществляются на открытых аукционах. Существует устойчивая динамика роста доли закупок, произведенных способом, исключающим какие-либо корректировки в ручном режиме. По итогам
I квартала 2012 года доля электронных закупок в «Аэрофлоте» составила почти 99%». Еще в феврале 2012-го совет директоров «Аэрофлота» утвердил положение о закупках в компании, предполагающее широкое использование электронных торгов и, в частности, двойную публикацию информации о тендерах и планах закупок — на сайте компании и на сайте zakupki.gov.ru.

Как заявил директор департамента методологии и организации закупок «Росатома» Роман Зимонас, в 2011 году атомной монополией на "Единой электронной торговой площадке" были проведены аукционы на общую сумму более 6,6 млрд рублей, что составило порядка 40% закупок, а в 2012 году «Росатом» полностью переходит на систему электронных закупок.
В ОАО «НК «Роснефть» заявили, что тендеры проводятся по всем направлениям деятельности на услуги подрядчика стоимостью более 100 тыс. рублей. Все тендерные процедуры контролируются центральным тендерным комитетом, который возглавляет президент компании, и приоритет закупочной деятельности отдается российским организациям.