Все регуляторы госзакупок ориентируются на использование опыта электронной торговли

Все российские регуляторы в сфере госзакупок ориентируются на использование опыта электронной торговли при дальнейшем развитии контрактной системы, следует из выступлений представителей Минфина РФ, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы в ходе форума "Госзаказ. За честные закупки", прошедшего на этой неделе в Москве.

"В сфере небольших закупок решение (проблем с проведением соответствующих закупочных процедур) лежит в другой сфере, - сказал заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Речь идет о переводе таких закупок на принцип, действующий в электронных магазинах, на агрегаторах торговли".

А.Лавров отметил, что при этом необходимо предусмотреть увеличение порога стоимости таких закупок (в настоящее время госзаказчики могут использовать такой подход при закупках малого объема - до 100 тыс. рублей и до 400 тыс. рублей - ИФ). "Таким образом постепенно сможем уйти от проблем, связанных с проведением аукционов при небольших закупках", - сказал он.

В свою очередь заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе отметила, что ведомство изучало опыт электронной торговли. "Там все работают по другому принципу - речь идет не о выборе поставщика, а о выборе товара, - сказала она. - Один из основных трендов, который нужно будет обсуждать, - новые процедуры, которые предусматривают закупку товаров на агрегаторах. Старые процедуры останутся, но для сложных поставок, проектов".

ФАС России также выступает за широкое использование агрегаторов торговли в госзакупках.

"Сейчас агрегаторов торговли нет в правовом поле, - отметил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. - Планируем исправить эту ситуацию и установить в законе быстрые и эффективные процедуры закупок".

При этом М.Евраев также отметил, что параллельно потребуется значительно увеличить сумму закупок на агрегаторах.

"Все заинтересованы в быстрых покупках товаров, - сказал М.Евраев. - В будущем агрегаторы могут прийти на смену электронным аукционам - по крайней мере, при закупке товаров".

А.Катамадзе также указала на то, что Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" (был создан в прошлом году для проведения малых закупок, его использование является обязательным для федеральных органов власти и их подведомственных организаций) - это только пилотный проект, проверка на практике идеи о "закупках с полки" - по принципам электронного магазина.

Как сообщалось, ранее только ФАС и Казначейство высказывались за использование агрегаторов торговли в качестве следующего этапа развития Контрактной системы РФ. Так, Казначейство уже озвучивало планы по реализации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок функционала, обеспечивающего проведение процедуры закупок из Каталога товаров, работ, услуг.

"Готовим предложения, будем говорить с коллегами из Минфина о возможности проведения с помощью Каталога коротких закупочных сессий - процедуры закупки из Каталога, - говорила А.Катамадзе. - Такая процедура позволит в тех случаях, когда это возможно, уйти от длительных и затратных для участников закупочных процедур".

В настоящее время подобные схемы реализованы рядом электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок, в своих электронных магазинах, предназначенных для осуществления закупок малого объема. В таких магазинах используются либо действующие классификаторы товаров, работ, услуг, либо создаются собственные каталоги.

Так, недавно "Портал поставщиков Москвы" (аналог электронного магазина, созданный департаментом Москвы по конкурентной политике) запустил в промышленную эксплуатацию свой собственный Каталог стандартных товарных единиц. В настоящее время в этом каталоге более 100 тыс. позиций (в Каталоге ЕИС - около 70 тыс. позиций, преимущественно лекарственные препараты и медизделия).

Также свой каталог товаров, работ, услуг формирует ЕАТ "Березка.

Форум-выставка "Госзаказ. За честные закупки" проводится в Москве в пятнадцатый раз. В ходе деловой программы мероприятия обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития контрактной системы РФ.