Рынок госзаказа не может быть неинтересен

"Рынок госзаказа не может быть неинтересен"

KMO_129568_00066_1_t206

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Новый федеральный закон о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, который, по мнению специалистов, кардинально меняет положение вещей на рынке госзаказа, вступит в силу уже с 1 января 2014 года. В числе прочих нововведений — значительное усиление роли банков в сопровождении государственных закупок. Об этом беседуем с членом правления Банка Москвы Владимиром Воейковым.

Для вас рынок госзаказа — один из приоритетных?

Рынок госзаказа сегодня не может быть нам неинтересен, ведь его объем составляет более 10 трлн руб. ежегодно, а число участников по всей стране насчитывает сотни тысяч. Для исполнителей госзаказа мы предлагаем кредиты и гарантии для участия в конкурсах и аукционах, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией контрактов, и новый тарифный план, предполагающий предоставление комплекса необходимых услуг по расчетно-кассовому обслуживанию по оптимальной стоимости. Сейчас он находится на этапе внедрения.

Какие отрасли сегодня в большей степени формируют государственный и муниципальный заказ?

Около 60% госзаказа в рамках 94-ФЗ формируются такими отраслями, как транспорт и дорожная инфраструктура, здравоохранение, строительство, образование и оборона. Основные объемы финансирования Банк Москвы осуществляет в области капитального строительства, развития муниципальной инфраструктуры, строительства дорог. Приведу в пример Дальневосточный федеральный округ, где наш банк активно участвовал в реализации проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и строительству детских образовательных и оздоровительных учреждений.

Есть менее заметные для большого бизнеса направления, такие как благоустройство территорий и поддержка инфраструктуры. Вы не пренебрегаете ими?

Разумеется, нет. Основные поставщики услуг в этой отрасли — небольшие компании. Почти 40% доли в госзаказе — это предприятия малого и среднего бизнеса. Таких компаний тысячи, и они работают во всех сферах, поддерживающих инфраструктуру городов.

Банк Москвы — один из учредителей Единой электронной торговой площадки, совместно с правительством Москвы. Как развивается это сотрудничество?

На долю ЕЭТП приходится около 25% объема заказов, размещенных на электронных площадках. При этом более 80% объемов заключаемых на ЕЭТП контрактов приходится на поставщиков целевого сегмента банка — компаний малого и среднего бизнеса. Учитывая это, мы развиваем совместную с ЕЭТП продуктовую линейку. Отмечу программу онлайн-кредитования, когда кредитная линия предоставляется на основании заполненной на сайте ЕЭТП анкеты и минимального набора документов.

Какие банковские продукты в первую очередь привлекают участников торгов?

Сегодня в сфере госзакупок больше всего востребованы гарантии. Поэтому неудивительно, что динамичнее всего у нас растет гарантийный портфель. За последние два года он вырос более чем вдвое и к сегодняшнему дню стал одним из самых крупных на банковском рынке. Кроме того, средний и малый бизнес интересуют выгодные кредиты на исполнение государственных и муниципальных контрактов. Для обеспечения расчетов в рамках исполнения госзаказа в ближайшее время мы предложим новый льготный тарифный план, предполагающий предоставление комплекса услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

У вас есть также уникальный продукт "Центр финансового контроля", который напрямую связан с новым законодательством.

Этот продукт был разработан нами еще для правительства Москвы, а теперь, c вступлением в силу 44-ФЗ, станет особенно актуальным, поскольку действительно повышает эффективность госзакупок. Эта система позволяет обеспечивать банковское сопровождение денежного потока участников закупочных процедур и осуществлять мониторинг и контроль со стороны заказчика за целевым использованием денежных средств в рамках исполнения контракта. С помощью продукта "Центр финансового контроля" заказчик может производить акцепт расходных платежей исполнителей контракта, устанавливать и контролировать смету расходных операций, а также формировать сводную отчетность о проведенных платежах.