Новости отрасли

Ради выполнения нацпроектов регионы жертвуют конкуренцией

К такому выводу пришла ФАС после проверок аукционов в сфере строительства.

1

Фото: Андрей Гордеев

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) берет на особый контроль покупку недвижимости и строительные работы по госзаказу. Последнее время в этих сферах служба обнаружила особенно много нарушений. Об этом рассказал замруководителя ФАС Михаил Евраев на совещании с региональными госзаказчиками, контролирующими органами и сотрудниками территориальных органов службы (участвовало более 1000 человек), сообщила служба.

Заказчики пытаются избежать проведения торгов на строительство, пишет ФАС. Компания начинает строить, например, школу, а спустя некоторое время госзаказчик объявляет аукцион на покупку школы в этом же месте и с такими же характеристиками, чтобы его выиграла именно эта компания, объяснил «Ведомостям» Евраев. Это проведение торгов под конкретного поставщика, т. е. грубое нарушение закона, отметил он.

Еще один вид нарушений – закупка школ, поликлиник и больниц у единственного поставщика без проведения торгов. Приобретаются объекты, которые изначально строились под будущие закупки, – это уголовно наказуемый сговор между органами власти и бизнесом, рассказал Евраев.

В последнее время оба вида нарушений стали массовыми – такие случаи были зафиксированы примерно в 30 регионах, говорит Евраев, не уточняя сумму и количество нарушений. ФАС поручила территориальным органам провести проверки и отменить незаконные процедуры, а по отдельным случаям – передать материалы в правоохранительные органы. Региональные заказчики могут, не дожидаясь этого, сами отменить незаконные торги, сообщила ФАС.

Государство в 2018 г. закупило на 8,4 трлн руб., по данным извещений, размещенных в Единой информационной системе госзаказа. ФАС часто выявляет антиконкурентные соглашения, самые распространенные – между заказчиком и потенциальными поставщиками. Так, из 384 дел о картелях в 2018 г. более 85% было по сговорам на торгах (332 дела), пишет служба в Докладе о состоянии конкуренции. И почти треть соглашений на торгах связана с ремонтом и строительством, в том числе автомобильных дорог.

Характерная черта антиконкурентных соглашений в России – участие в них государственных органов и совершение преступлений служащими (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и др.), пишет ФАС. В прошлом году антимонопольные органы возбудили 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше, чем в 2017 г. (204 дела).

2
 
Регионы объясняют нарушения нежеланием срывать сроки исполнения национальных проектов, говорит Евраев. Нацпроекты нужно реализовывать, но без нарушений закона и условий конкуренции, считает он.

Всего за шесть лет на нацпроекты планируется выделить 13 трлн руб. из федерального бюджета, а еще 5 трлн должны потратить регионы. Самая крупная статья расходов – строительство. Но деньги пока расходуются медленно – за полгода на нацпроекты было потрачено лишь 32,4% запланированной суммы (559 млрд руб. из 1,7 трлн руб.), указывала Счетная палата. Обычно деньги тратятся гораздо быстрее – в среднем более 42% от плана на год. Более чем наполовину был профинансирован лишь нацпроект «Здравоохранение». Расходы на самый дорогой из проектов – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» стоимостью 6,3 трлн руб. до 2024 г. (без учета энергетики) за полгода были профинансированы всего на 24%, на «Повышение производительности труда» – на 18%, на «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экологию» – примерно на 12%, на «Цифровую экономику» – и вовсе всего на 8%.

Регионы не спешат объявлять торги на строительство, пока не заключат соглашения о трансфертах из федерального бюджета: в них может быть перечислено, на строительство каких объектов выделены деньги, указаны целевые показатели. «Сначала идут деньги, а потом правила», – отмечал ранее председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров. Минфин разрешил заключать соглашения сразу на три года, а для софинансирования нацпроектов – сразу на шесть лет, комментирует представитель Минфина. Все соглашения с регионами по межбюджетным трансфертам должны будут заключаться до 1 января, объявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в октябре. Это решение уже на рассмотрении Госдумы, отмечает представитель министерства, кроме того, для ускорения выполнения нацпроектов Минфин «расшивает узкие места» в законодательстве о закупках. «В следующем году, надеюсь, ситуация улучшится», – говорил Силуанов.

Оба этих нарушения появились не вчера, это распространенная практика, констатирует руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Но чаще всего это не сговор для наживы, а вынужденная мера, обусловленная недостатками госуправления: с одной стороны, исполнителям ставят жесткие сроки, а с другой – поздно доводят деньги, объясняет он. Вопросы надо задавать тем, кто определяет сроки и выделяет деньги, комментирует один из региональных заказчиков.

Цены у таких закупок действительно в среднем выше рыночных, знает Строганов. Найти заемные деньги, чтобы построить самому, – это дороже, чем с авансом по госконтракту, поясняет он.

Автор: Екатерина Мереминская

Следующие статьи

Новости отрасли
Издание отмечает, что негативный отзыв на изначальный текст законопроекта дал мэр Москвы Сергей Собянин. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уточнила текст подготовленного ей законопроекта о борь...
23.10.2019
Новости отрасли
Заместитель мэра столицы по экономической политике Владимир Ефимов отметил, что это поможет выявлять отрасли, требующие дополнительных мер по снижению административных барьеров. Власти Москвы во втором полуг...
23.10.2019
Новости отрасли
Свыше 50% поставщиков, которые используют облачную квалифицированную подпись, - из Москвы. Об этом сообщила пресс-служба столичного департамента по конкурентной политике со ссылкой на руководителя удостоверяюще...
23.10.2019