Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы проект поправок к закупочному законодательству (№ 547583-8), регламентирующих вопросы импортозамещения. Документ, который накануне был рассмотрен на заседании правительства, опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы.
«Правила проведения (закупочных процедур — ИФ) и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон и опираться на безусловный приоритет российских брендов, — заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в четверг. — <...> Такой подход позволяет стимулировать создание новых производств».
При этом Мишустин отметил, что эти поправки дадут правовые основания как для полного запрета на закупку госзаказчиками и госкомпаниями определенных иностранных товаров или услуг, так и для введения ограничений в рамках механизма «второй лишний».
Сам законопроект был подготовлен Минфином РФ еще в прошлом году и направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие «нацрежим» предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.
Документ предусматривает включение в 44-ФЗ (закон «О контрактной системе») и 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
«Сейчас все эти вопросы регулируются девятью подзаконными актами, — отмечала в прошлом году директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. — Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт».
В случае принятия этого законопроекта, по словам Демидовой, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило «второй лишний», поскольку действующее менее жесткое «третий лишний» не всегда работает. «Если есть эксклюзивный российский производитель, то при отсутствии российского конкурента он вынужден на равных конкурировать с поставщиками иностранной продукции», — говорила глава департамента.
Также планируется унификация ценовой преференции независимо от вида процедуры. «Контракт в таком случае будет заключаться по цене, предложенной поставщиком, — добавляла Демидова. — Но при ранжировании предложений участников закупки будет учитываться ценовая преференция (15% — ИФ), предоставляемая поставщику российской продукции».
Демидова подчеркивала также, что принятия этого законопроекта и соответствующего подзаконного акта для полноценного запуска механизма импортозамещения недостаточно. Потребуется еще оптимизация действующего механизма подтверждения страны происхождения того или иного товара. За это направление отвечает Минпромторг РФ.
В настоящее время многие российские производители считают слишком затратной для себя процедуру подтверждения страны происхождения товара и включение соответствующей информации в Реестр российской продукции или Реестр российской радиоэлектронной продукции.
В свою очередь заместитель начальника отдела департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алан Фаизов в прошлом же году отмечал, что оптимизация и унификация требований по подтверждению страны происхождения товара (в том числе введение балльной системы оценки соответствия) предусмотрена внутренними документами министерства и такая работа ведется соответствующими подразделениями ведомства.
По данным Минфина, в случае принятия этого законопроекта необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов.
В случае оперативного принятия Госдумой этого законопроекта часть поправок вступит в силу с 1 октября 2024 года, а отдельные положения - с 1 января 2025 года.
Пресс-центр
-
24 апреля 2024 Как бизнесу помогают электронные торговые площадкиПочему бизнес переходит на электронные закупки, какие стереотипы мешают это делать активнее и что ждет сферу электронных торгов в будущем, рассказал г...
-
26 апреля 2024 Росэлторг: возросшие закупки отечественного автопрома не лишены конкуренцииЭлектронная площадка Росэлторг провела анализ закупок госзаказчиков (44-ФЗ) и компаний с госучастием...
-
16 апреля 2024 Белорусские и российские предприниматели смогут без ограничений участвовать в госзакупкахРоссия и Белоруссия подпишут межправсоглашение о признании электронных цифровых подписей при трансгр...
-
11 апреля 2024 Закупки у субъектов МСП демонстрируют умеренный ростЭлектронная площадка Росэлторг подвела итоги участия субъектов малых и средних предприятий (МСП) в г...
-
10 апреля 2024 О мерах поддержки в Ярославской областиСегодня на территории Ярославской области функционирует территория опережающего развития «Тутаев» — ...
-
08 апреля 2024 В Госдуму внесли поправки об ответственности за нарушения в сфере закупокПравительство внесло в Госдуму законопроекты № 594966-8 и № 594965-8 с поправками к КоАПу и Уголовно...
-
01 апреля 2024 Участники хакатона RLT.Hack создали уникальную базу знаний закупокВ Москве завершился трёхдневный хакатон RLT.Hack, организованный электронной торговой площадкой Росэ...
Новости отрасли
Все-
26 апреля 2024 Росэлторг: возросшие закупки отечественного автопрома не лишены конкур...Электронная площадка Росэлторг провела анализ закупок госзаказчиков (44-ФЗ) и ко...
-
16 апреля 2024 Белорусские и российские предприниматели смогут без ограничений участв...Россия и Белоруссия подпишут межправсоглашение о признании электронных цифровых ...
-
11 апреля 2024 Закупки у субъектов МСП демонстрируют умеренный рост...Электронная площадка Росэлторг подвела итоги участия субъектов малых и средних п...
-
10 апреля 2024 О мерах поддержки в Ярославской области...Сегодня на территории Ярославской области функционирует территория опережающего ...