Поставщики держат планку

kha_001023_00005_2_t206

Ситуация с исполнением госзаказа разошлась с представлениями Минэкономики

По данным «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП), в прошлом году поставщики в рамках госзаказа исполнили 87% заключенных контрактов. Эти цифры идут вразрез с концепцией Минэкономики о том, что нынешняя система госзаказа способствует возникновению неквалифицированных поставщиков и фирм-однодневок.

ЕЭТП проводила исследование по результатам опроса госзаказчиков из
52 российских регионов. По данным площадки, 87% заключенных в 2011 году контрактов было исполнено без каких-либо разногласий и замечаний, 5,35% исполнено с нарушениями и/или разногласиями, и 6,85% признано неисполненными. Наиболее частой причиной неисполнения контракта был отказ поставщика (64,3% случаев), на втором месте — несоблюдение сроков выполнения работ или услуг (35,4%), на третьем — нарушение технологии, норм и правил проведения работ (12,3%). Фактически из общей доли невыполненных контрактов по вине поставщика не исполняется менее половины.

Наиболее низкий процент исполнения контрактов наблюдается в строительной сфере — 77,8%. Это объективно связано с тем, что контракты на строительство, как правило, длительные и затратные. В этой области также самый высокий процент контрактов, выполненных с нарушениями,— 11,9%. Тем не менее практически 90% контрактов все же исполняется, хотя именно к качеству поставщиков в сфере строительства традиционно предъявляло претензии Минэкономики.

Напомним, министерство предлагает заменить действующий закон «О госзакупках» Федеральной контрактной системой, которая охватывает все стадии формирования и удовлетворения госнужд: от их планирования до оценки эффективности госрасходов. Сейчас госзаказчики имеют только два варианта размещения заказа — через запрос котировок или аукцион (в том числе электронный). Минэкономики предлагает расширить этот перечень в несколько раз, а также предоставить заказчикам больше прав как по предквалификации исполнителей, так и по расторжению уже заключенных договоров. Такие полномочия заказчикам необходимы, чтобы обеспечить надлежащее качество закупаемых товаров или услуг, поскольку, по мнению Минэкономики, механизм аукциона ставит во главу угла стоимость контракта, а квалификация поставщика оценивается недостаточно. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), разработавшая закон «О госзакупках», утверждает, что предлагаемые Минэкономики новации приведут к росту коррупции.

Предоставленные ЕЭТП данные позволяют говорить о том, что на деле госзаказчики вполне удовлетворены выполнением своих контрактов. Доля контрактов, расторгнутых по вине поставщика, выглядит незначительной. Как сообщил “Ъ” представитель ЕЭТП, результаты исследования были представлены Минэкономики в декабре. Обсуждение законопроекта о ФКС сейчас продолжается на уровне ведомств — проект закона был внесен в правительство незадолго до Нового года, но затем был возвращен в Минэкономики на доработку. Как сообщал глава ФАС Игорь Артемьев, помимо его ведомства отрицательные отзывы на законопроект дали Минфин и Генпрокуратура. Ранее президент Дмитрий Медведев поручал внести законопроект о ФКС в Госдуму к середине года. Когда документ вернется в правительство, пока не ясно, однако господин Артемьев дал понять, что принципиальные решения по поводу судьбы ФКС будут приняты уже после президентских выборов.