Подготовка норм об автоматизации закупок малого объема может начаться в 2020 г.

Подготовка поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), регламентирующих сферу закупок малого объема (до 300 тыс. рублей), может стартовать в начале следующего года, следует из выступления заместителя министра финансов Алексея Лаврова в ходе заседания рабочей группы Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур государственных закупок.

"Предлагали бы не выносить этот вопрос на осенний законопроект (к первому чтению - ИФ), - сказал Лавров. - Эксперимент (с автоматизацией закупок малого объема за счет использования агрегатора торговли/электронного магазина - ИФ) продолжается, федеральные заказчики работают через "Березку" (Единый агрегатор торговли, ЕАТ) - нет необходимости срочно начинать перевод таких закупок в электронные магазины".

Прежде все регуляторы (Минфин, ФАС России, Федеральное казначейство) заявляли о необходимости регламентации сферы малых закупок. Однако у каждого из них свое видение того, как должны быть выстроены процессы. Для включения соответствующих норм в 44-ФЗ регуляторы должны договориться о едином подходе, причем, в сжатые сроки.

"Далеко откладывать этот вопрос нельзя, - отметил Лавров. - Может быть, в начале следующего года стоит вернуться и всерьез заняться законодательным обеспечением этого, по сути, нового формата закупок".

В свою очередь начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов заявил, что у антимонопольного ведомства есть готовые поправки к 44-ФЗ по автоматизации закупок малого объема. "Даже систему контроля для этой сферы придумали и готовы ее реализовать, - заявил он. - Не видим препятствий для рассмотрения этой темы (при подготовке осеннего законопроекта - ИФ)".

Ранее руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова в интервью "Интерфаксу" отмечала, что регуляторы подошли к черте, когда уже можно принимать решения (в части регламентации сферы малых закупок - ИФ), "но дискуссия по этой теме будет непростой".

Тогда Демидова говорила, что у каждого регулятора есть свое видение, как необходимо решать эту задачу, как выстраивать алгоритм проведения таких закупок, как должны действовать в этой сфере участники. Сейчас у регуляторов нет единого мнения по тому, кто может выступать в качестве электронного магазина для госзаказчиков - должны ли это быть операторы электронных площадок для госзакупок или здесь нужны другие площадки, сколько должно быть таких магазинов. Также регуляторам еще только предстоит решить вопрос с правилами работы (включая финансовую модель) самих электронных магазинов.

Демидова подчеркивала также, что модель работы электронных магазинов должна будет удовлетворять регионы, многие из которых уже реализовали и активно используют для автоматизации закупок малого объема собственные электронные магазины.

Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно заявляли о необходимости развития направления электронных магазинов или агрегаторов торговли. Так, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев говорил, что в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

В настоящее время в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также ЕАТ "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

Эксперты оценивают общий объем госзакупок малого объема в приблизительно 1 трлн рублей.

Названная рабочая группа Госдумы занимается консолидацией предложений по оптимизации закупочного законодательства. Первый оптимизационный пакет поправок был принят летом текущего года. В настоящее время готовится, так называемый, второй оптимизационный пакет поправок. Предполагается, что в первом чтении они будут рассмотрены в конце текущего года. Депутаты планируют принять этот законопроект к марту 2020 года. К настоящему времени на рассмотрение рабочей группы поступило более 300 предложений.