О дополнительных требованиях к операторам электронных площадок при проведении имущественных торгов

22 мая 2019 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства РФ от 15 мая 2019 г. № 603 «Об установлении дополнительных требований к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок и внесении изменений в Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Данным постановлением для целей Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» утверждаются:
дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, и функционированию электронных площадок (полномочие на определение таких дополнительных требований закреплено за Правительством РФ в пункте 8.2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ);
изменения в положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

В качестве дополнительных требований к отобранным операторам электронных площадок предусматриваются следующие обязанности:
обеспечивать проведение продажи государственного и муниципального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона № 178-ФЗ и положения об организации и проведении таких продаж в электронной форме;
обеспечить непрерывность проведения продажи, надежность функционирования программно-аппаратных средств, равный доступ участников продажи имущества в электронной форме, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов;
обеспечить круглосуточный бесплатный доступ пользователей для ознакомления с размещенной информацией без установки на компьютеры пользователей дополнительного специального программного обеспечения и технических средств, бесплатную регистрацию лиц для участия в продаже, а также ведение электронных журналов учета приема заявок и проведения продажи с формированием уведомления о принятии поданного предложения о цене имущества для каждого участника с указанием цены и времени получения заявки;
размещать на электронной площадке информацию на русском языке за отдельным исключением, когда использование букв и символов русского языка может привести к искажению информации, адресов электронной почты и т.д.;
обеспечивать возможность свободного поиска сведений о продаже имущества на электронной площадке и автоматическое уведомление продавца имущества о сроках проведения профилактических работ в момент размещения информации на электронной площадке;
размещать информацию о плановых профилактических работах не позже чем за 40 календарных дней до даты начала проведения таких работ. При этом период проведения профилактических работ не должен совпадать со временем проведения продажи.

В положение об организации и проведении продажи имущества в электронной форме вносятся изменения, согласно которым проведение продажи имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки, который привлекается продавцом из числа отобранных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и который соответствует едиными и дополнительными требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, а также дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 № 603.

Кроме того, актуализируются положения, связанные с внесенными Федеральным законом № 505-ФЗ в Федеральный закон № 178-ФЗ изменениями, согласно которым продажи государственного и муниципального имущества должны осуществляться на указанных отобранных электронных площадках.

Так, уточняется, что продавцу необходимо будет принимать решение о привлечении оператора электронной площадки, заключать договор с выбранным оператором и определять по согласованию с оператором даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества.

Оператор электронной площадки в соответствии со своим внутренним регламентом и на основании заключенного с продавцом договора должен обеспечить, в том числе:
возможность регистрации продавца и претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открыть продавцу «личный кабинет», а также раздел, доступ к которому имеют только продавец и участники (закрытая часть);
размещение электронной формы заявки;
регистрацию претендентов на электронной площадке в порядке, установленном в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;
подачу претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;
уведомление претендентов о принятом продавцом решении о признании их участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления;
равный доступ участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;
размещение на электронной площадке информации о ходе проведения продажи имущества в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ;
конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу.

В соответствии с изменениями положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме дополняется порядком регистрации претендентов на электронной площадке. Для получения регистрации претенденты должны будут направить заявление по установленной оператором электронной площадки форме с указанием адреса электронной почты для направления уведомлений и иной информации. Оператор электронной площадки не сможет требовать дополнительную информацию и документы от претендента.

На рассмотрение такого заявления оператору электронной площадки предоставляется 3 дня, в течение которых он либо осуществляет регистрацию претендента, либо отказывает ему, но только по причине непредоставления заявления по установленной форме или адреса электронной почты. 

Оператор должен будет направить уведомить претендента о принятом решении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации (отказа в регистрации). Регистрация будет осуществляться на срок не более 3 лет с даты уведомления о регистрации. Зарегистрированные претенденты вправе участвовать во всех продажах имущества на электронной площадке.

Кроме того, предусмотрено, что претенденты, которые аккредитованы на электронной площадке с 01.01.2019 после прохождения ими регистрации в ЕИС в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, могут участвовать в продажах имущества без подачи вышеуказанного заявления. 

Заявки на участие в продаже имущества претенденты, зарегистрированные на электронной площадке, не смогут подавать за 3 месяца до окончания регистрации в ЕИС. За 4 месяца до окончания регистрации оператор электронной площадки должен будет уведомить претендента о ее окончании, а пройти регистрацию на новый срок претендент сможет за 6 месяцев до окончания срока действия ранее полученной регистраций.

Кроме того, на оператора электронной площадки возлагается обязанность о предоставлении ежегодного отчета (до 25 января) в Минэкономразвития России и ФАС России о деятельности площадки с информацией о проведенных продажах приватизированного имущества, в том числе федерального, а также имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, по форме, установленной Минэкономразвития России.

На оператора электронной площадки возлагается ответственность за:
обеспечение доступа претендентов и участников на электронную площадку;
обеспечение конфиденциальности сведений о поступивших заявках и прилагаемых к ним документах, а также сведений о лицах, подавших заявки, за исключением случаев доступа продавца к заявкам и документам, до момента размещения на электронной площадке информации об итогах приема заявок (определения участников);
соответствие электронной площадки единым и дополнительным требованиям (в случае возникновения несоответствия требованиям оператор электронной площадки в течение 1 часа с момента, когда ему стало об этом известно, должен будет разместить на электронной площадке, а также направить в адрес Минфина России, Минэкономразвития России и ФАС России информацию о несоответствии, в том числе о дате его возникновения, принимаемых или планируемых мерах по устранению выявленного несоответствия.

Также устанавливается, что ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение функций по продаже имущества предусматривается договором, заключаемым продавцом с оператором электронной площадки.

По тексту положения вносятся правки в части замены используемого термина «организатор» на термин «оператор электронной площадки», что связано с тем, что продажи государственного и муниципального имущества должны осуществляться только на отобранных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ электронных площадках.