Новое в госзакупках: минимальная доля закупок российских товаров, «строительный» конкурс, отсрочка нового порядка проведения запроса котировок и малых закупок у единственного поставщика в электронной форме

31 июля 2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанным актом предусматривается перенос с 1 октября 2020 г. на 1 апреля 2021 г. сроков вступления в силу нового порядка проведения запроса котировок, а также введения новой процедуры закупок «малого объема» у единственного поставщика (по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ) стоимостью до 3 млн рублей в электронной форме с использованием отобранных электронных площадок.

При этом норма об обеспечении доступности информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с ЕИС, требования к которому должны быть установлены Правительством РФ, в очередной раз откладывается на более поздний срок: с 1 июля 2021 г. на 1 октября 2021 г.

Также, согласно поправкам, с 11 августа 2020 г. вступают в силу следующие изменения, связанные с введением минимальной доли закупок российских товаров:

  • в статье 14 Федерального закона № 44-ФЗ – на Правительство РФ возлагается полномочие на определение минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечня таких товаров. При этом редусматривается, что национальный режим закупок не будет применяться в случае, если закупки товаров, работ, услуг осуществляются в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, органов федеральной службы безопасности – средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, а также в отношении закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны;
  • в статье 22 Федерального закона № 44-ФЗ – на Правительство РФ возлагается полномочие на установление особенностей определения НМЦК, цены контракта единственным поставщиком, начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг;
  • в статье 33 Федерального закона № 44-ФЗ – на заказчика возлагается обязанность при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указывать характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг.

Кроме того, вступит в силу новая статья 30.1 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющая особенности закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок, но не распространяющая свое действие на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранных государств.

Так, если Правительством РФ будет определена минимальная доля таких закупок, а также перечень товаров для целей достижения такой доли, заказчик будет обязан осуществить такие закупки и составить и разместить до 1 апреля года, следующего за отчетным, в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров. При этом если минимальная доля закупок по итогам года не будет достигнута, заказчик должен будет разместить обоснование невозможности достижения такой доли. Требования к содержанию и форме отчета и обоснованию, а также порядки их подготовки и размещения в ЕИС будут определены Правительством РФ.

Вместе с тем, если такие отчет и обоснование содержат сведения, не подлежащие размещению в ЕИС, либо если Правительством РФ будет определен дополнительный перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых отчет и обоснование не могут размещаться в ЕИС в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, данные документы нужно будет направлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности по выполнению минимальной доли закупок российских товаров. Такой уполномоченный орган будет осуществлять оценку отчетов с использованием ЕИС в порядке, установленном Правительством РФ. Также Правительство РФ установит порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Ряд внесенных Федеральным законом № 249-ФЗ поправок затрагивает сферу закупок строительных работ.

Так, с 11 августа 2020 г. работами по строительному контролю, выполняемыми Минстроем России или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением, дополняется перечень работ, в отношении которых нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и г. Севастополя по согласованию с Минфином России до 31 декабря 2022 г. может быть установлен порядок выбора способа определения исполнителя при осуществлении отдельных закупок в сфере строительства для государственных нужд Республики Крым и г. Севастополь и муниципальных нужд муниципальных образований данных субъектов РФ. Также уточняется, что казначейскому сопровождению при осуществлении таких закупок в сфере строительства должны подлежать не расчеты по контрактам, а авансовые платежи, получаемые юридическими лицами.

В свою очередь с 1 сентября 2020 г., в том числе в связи с исключением с этой даты строительных работ по ОКПД2 41.2, 42 и 43 из аукционного перечня (постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. № 921), вступят в силу поправки, определяющие до 1 января 2024 г. особенности проведения конкурсов в электронной форме в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и при включении в описание объекта закупки проектной документации.

Первая часть заявки на участие в таком конкурсе будет состоять исключительно из согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке (согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), подача окончательных предложений о цене при проведении «строительного» конкурса также не предусмотрена.

В этой связи в извещении и конкурсной документации не будет указываться информация о дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок, даты подачи окончательных предложений о цене и даты и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок, а также не будут оформляться протоколы рассмотрения первых частей заявок и подачи окончательных предложений о цене.

На следующий рабочий день после даты окончания срока подачи заявок заказчику будут одновременно направлены оператором электронной площадки первые и вторые части заявок, предложения участников о цене контракта и все сведения об участниках из ЕИС. 

Заказчику будет дано 5 рабочих дней на то, чтобы:

  • рассмотреть и оценить заявки по критериям, установленным в документации (предусмотрено, что для оценки заявок нельзя устанавливать критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»);
  • зафиксировать решение комиссии по вторым частям заявок в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие, подписать и разместить в ЕИС и на площадке этот протокол. При этом основания отклонения заявок по вторым частям те же, что и при проведении конкурса в электронной форме в общем порядке;
  • на следующий после для размещения протокола рассмотрения вторых частей заявок рабочий день зафиксировать результаты рассмотрения заявок в протоколе подведения итогов конкурса, подписать и разместить этот протокол в ЕИС и на электронной площадке.

Если такой конкурс будет признан несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие в нем либо все заявки были отклонены после их рассмотрения, заказчику нужно будет внести при необходимости изменения в план-график и, не изменяя объект закупки, воспользоваться правом осуществления закупки путем проведения запроса предложений, либо провести новую закупку.
 

Пресс-центр

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

19 августа 2021

Как получить ЭП руководителям организаций?

Как получить ЭП руководителям организаций?

19 августа 2021

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

19 августа 2021

Часто задаваемые вопросы продавцов имущества по 178-ФЗ

Часто задаваемые вопросы продавцов имущества по 178-ФЗ

29 июля 2021

Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.

Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.

29 июля 2021

  • Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

  • Как получить ЭП руководителям организаций?

  • Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

  • Часто задаваемые вопросы продавцов имущества по 178-ФЗ

  • Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.