Госдума на сегодняшнем пленарном заседании приняла в первом чтении пакет правительственных законопроектов, направленных на пресечение антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников рынков.
Один из документов вносит в Уголовный и в Уголовно-процессуальный кодексы РФ изменения, которые касаются заключения картелей и участия в них, а также подследственности уголовных дел о таких преступлениях. При этом уголовная ответственность, предусмотренная за заключение картеля, распространяется и на участие в нем. Максимальный срок лишения свободы за такие преступления увеличивается с трех до четырех лет.
За заключение или участие в картеле, повлекшее повышение, снижение или поддержание цен на обязательных торгах, устанавливается штраф в размере от 600 тыс. до 800 тыс. рублей. Также вдвое увеличиваются пороговые значения крупного дохода (до 100 млн рублей) и ущерба (до 20 млн рублей), а также особо крупного дохода (до 500 млн рублей) и ущерба (до 60 млн рублей), которые образуют состав преступления при картельных соглашениях.
Второй проект вносит изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Изменения предусматривают штраф за препятствование проверкам соблюдения антимонопольного законодательства. Для граждан он составит от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от одной тысячной до одной сотой совокупного размера годовой выручки, но не менее 50 тыс. рублей. В настоящее время штрафы для юрлиц составляют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, что считается не достаточным по мнению разработчиков проекта.
Мнение экспертов
«Актуальная практика антимонопольного органа показывает, что большинство выявленных картелей за последние пять лет связано с поддержанием цен на торгах. Главной целью торгов является эффективное расходование бюджетных средств — к примеру, на закупку услуг, необходимых для строительства и ремонта автодорог или медучреждений. В связи с этим разработанные поправки должны привести к существенной экономии бюджетных средств», — сказала ТАСС председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова.
По мнению и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнера КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олега Москвитина, разработка и рассмотрение законопроекта обусловлены достаточно простым и очевидным обстоятельством — несоответствием текущего размера штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам (до 50 тыс. рублей, а по общему правилу — до 10 тыс. рублей) общественной опасности таких нарушений.
«Риск создания препятствий для проверок по признакам картеля заключается в возможности срыва проверки, лишения антимонопольного органа возможности доказать картель. При этом, уплатив небольшой штраф, но воспрепятствовав проверке, компания избегает оборотного штрафа за сам картель, который мог бы быть доказан, а равно снижает возможность привлечения к юридической ответственности (вплоть до уголовной) за картель своих должностных лиц, — сказал ТАСС эксперт и напомнил, что оборотные штрафы за такие нарушения уже есть в практике иностранных государств и юрисдикций. Например, такие штрафы может накладывать Европейская комиссия (выполняет в том числе функции антимонопольного органа ЕС). Есть такие положения и в законодательстве других европейских стран — в частности, Хорватии, Румынии.
Пресс-центр
-
21 декабря 2022 Сказочная история «Росэлторг.Бизнес»История главного заказчика новогодней поры — Деда Мороза. Совсем отчаявшись успеть купить все подарки к Новому году, он прибегнул к ...
-
27 января 2023 Изменение тарифа для процедур по реализации имущества, проводимых в секции «Коммерческие закупки» с 14.02.2023Уважаемые участники! С 14 февраля 2023 года в секции «Коммерческие закупки» изменяется тари...
-
23 января 2023 Госзаказчикам в новых субъектах РФ установили режим закупок у едпоставщикаДля госзаказчиков в новых субъектах РФ установлен режим закупок у единственного поставщика, следует ...
-
17 января 2023 Операторы ЭТП могут получить право взимать плату за «земельные» торги госимуществомОператоры электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для проведения госзакупок, ...
-
09 января 2023 Открыта регистрация участников торгов в ГИС Торги по продаже государственного и муниципального имуществаЕдиная автоматическая регистрация на 8 электронных площадках для участия в торгах После регистрац...
-
30 декабря 2022 Списание платы в секции "Имущественные торги"Уважаемые участники! С 09 января 2023 года на секции «Имущественные торги» будет добавлено взиман...
-
28 декабря 2022 Функционирование площадки с 31.12.2022 по 08.01.2023Информируем вас, что в период с 31.12.2022 по 08.01.2023 электронная площадка будет функционировать ...
Новости отрасли
Все-
23 января 2023 Госзаказчикам в новых субъектах РФ установили режим закупок у едпостав...Для госзаказчиков в новых субъектах РФ установлен режим закупок у единственного ...
-
17 января 2023 Операторы ЭТП могут получить право взимать плату за «земельные» торги ...Операторы электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для про...
-
09 января 2023 Открыта регистрация участников торгов в ГИС Торги по продаже государст...Единая автоматическая регистрация на 8 электронных площадках для участия в торга...
-
16 декабря 2022 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ...Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.0 ГИС Торги п...