Минэкономики во второй раз внесло в правительство многострадальный законопроект о реформе системы госзакупок. Текст документа с тех пор принципиально не изменился, против него по-прежнему выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На этот раз шансы законопроекта пройти правительство видятся более высокими, чем ранее: предполагается, что его рассмотрит еще правительство Владимира Путина.
Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина на итоговой коллегии ведомства за прошлый год объявила, что ее министерство наконец внесло в правительство доработанный законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). Напомним, документ уже вносился в Белый дом в декабре прошлого года, однако затем был отправлен на дальнейшее согласование из-за замечаний Минфина и главным образом жесткой позиции ФАС. В понедельник госпожа Набиуллина заявила, что рассчитывает «на скорейшее рассмотрение (законопроекта правительством.— “Ъ”) и внесение в Госдуму». Ранее президент Дмитрий Медведев поручал внести законопроект о ФКС в Госдуму к 1 июля. По данным “Ъ”, правительство может рассмотреть документ уже на заседании 26 апреля. Во всяком случае, в Минэкономики рассчитывают, что документ будет внесен в парламент еще нынешним составом правительства, а он должен обновиться 8 мая.
Как ФАС и Минэкономики договаривались о госзакупках
Позиции ведомств сближаются для решительной битвы за госзакупки ...
Текст законопроекта (имеется в распоряжении “Ъ”) имеет существенные отличия от предыдущего опубликованного варианта от 13 февраля. В частности, были частично изменены параметры отклонения демпинговых заявок. Согласно последней версии документа, демпинговая заявка поставщика (снижение цены более чем на 25% от начальной) не будет снята конкурсной комиссией, если поставщик предоставит гарантийное письмо от производителя (для товаров) или обоснование снижения цены (для услуг). В последнем случае если оказание данной услуги требует наличия допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО), то потребуется заключение СРО о том, что работа может быть выполнена по указанной в заявке цене. Зато, если поставщик представит эти документы, конкурсная комиссия уже не сможет отклонить его заявку, в то время как в предыдущей версии законопроекта такая возможность у комиссии была.
Минэкономики также скорректировало параметры применения такого способа проведения закупки, как запрос предложений. По логике министерства, этот способ должен применяться в тех случаях, когда поставщик ограничен во времени. В новом варианте законопроекта прописано, что поставщик имеет право на запрос котировок только в случаях, если в четвертом квартале ему выделены дополнительные средства для проведения закупки соответствующего товара или услуги, или же если прошлые торги по госзаказу признаны несостоявшимися, и заказчик не успевает провести новые. Возможность разорвать контракт в новой версии законопроекта сохранили как заказчик, так и исполнитель, но срок, в который такое расторжение можно оспорить в контрольном органе, сокращен вдвое — до десяти дней. Кроме того, в текст включены те поправки, которые Минэкономики ранее обнародовало: предельная стоимость закупок без конкурса возросла вдвое (до 200 тыс. руб. за одну закупку), общественные организации вправе на основе данных о госзакупках подавать иски о защите неограниченного круга лиц, а участником системы госзакупок признается любое дееспособное лицо.
Министерство внесло важные новации в главу, касающуюся переходных механизмов. Закон о ФКС, как и прежде, должен вступить в силу через год после официального опубликования. Однако в новой версии законопроекта прописано, что электронные площадки, на которых сейчас происходит размещение госзаказа, смогут продолжить работу по нормам ФЗ-94 «О госзакупках» до тех пор, пока не пройдут аккредитацию в соответствии с законом о ФКС.
Несмотря на то что текст претерпел некоторые изменения, они все же непринципиальны. Поэтому неудивительно, что ФАС по-прежнему выступает против нынешней версии законопроекта и документ был внесен в правительство с разногласиями. «Наши позиции с Минэкономики сильно сблизились, многие замечания ФАС были учтены, но разногласия, безусловно, есть,— говорит глава управления ФАС по госзакупкам Михаил Евраев.— Основная проблема — это изложение текста законопроекта в новом формате, что означает потерю подзаконных актов: более 30 актов придется создавать заново, а это займет несколько лет. Для устранения возникающих разночтений потребуется внести в закон большое количество поправок». Будет потеряна судебная практика, придется переучивать 1,5 млн специалистов, которые сейчас работают в сфере госзаказа, перечисляет господин Евраев. «Кроме того, в законопроекте много белых пятен, в частности в том, что касается реализации финансового обеспечения, а также вопросов приемки, штрафных санкций и требований к участникам»,— говорит глава управления ФАС.
«Изменения, внесенные в новую версию законопроекта, действительно, не являются принципиальными»,— согласен первый заместитель гендиректора «Единой электронной торговой площадки» Андрей Черногоров. «Основной вывод из этого закона состоит в том, что Минэкономики готовит для себя возможности фактически неограниченного контроля над сферой госзакупок с помощью подзаконных актов. В самом законе содержится минимум деталей и прямых норм, а вместо них ссылки на акты правительства, которые только предстоит разработать»,— говорит господин Черногоров. Кроме того, по его словам, некоторые нормы закона в ближайшее время просто не смогут заработать, поскольку у ведомств, например у Федерального казначейства, нет соответствующих IT-систем.
Премьер-министр и избранный президент Владимир Путин, который присутствовал на заседании коллегии Минэкономики, заявил, что действующее законодательство о госзакупках не отвечает на главный вопрос: зачем государство совершает ту или иную закупку? По мнению премьера, разрабатываемый Минэкономики законопроект о ФКС должен исправить ситуацию, поскольку на кону находится эффективность расходования «триллионов бюджетных рублей». В этих условиях весьма вероятно, что дискуссионный законопроект все-таки окажется в Госдуме до майских праздников. Не менее очевидно, однако, что путь документа в недрах нижней палаты вряд ли будет быстрым. Рабочая группа профильного комитета Госдумы, в конце марта объявившая было о том, что согласовала первую главу законопроекта, с тех пор об успехах не рапортовала.
Пресс-центр
-
18 октября 2024 Открытость равно надёжность: как увеличить конкуренцию без привлечения мошенниковАндрей Кашутин, генеральный директор Росэлторг, выступил на III Всероссийской конференции в сфере закупок «ФАС про ГОСЗАКАЗ». В своём докладе в рамках...
-
06 февраля 2025 ВТБ и Росэлторг реализовали функционал по цифровизации концессионных соглашенийВТБ в партнерстве с Росэлторг запустили сервис по размещению банковских гарантий в электронном форма...
-
21 января 2025 Завершение технических работ на RoseltorgУважаемые организаторы и участники процедур! Завершены технические работы по восстановлению досту...
-
27 декабря 2024 Росэлторг посчитал закупки ДМС государственных и корпоративных заказчиковДобровольное медицинское страхование (далее — ДМС) является ключевым элементом социального пакета, п...
-
25 декабря 2024 Функционирование площадки с 29.12.2024 по 08.01.2025Информируем Вас, что в период с 29.12.2024 по 08.01.2025 (включительно) электронная площадка будет ф...
-
19 декабря 2024 Удостоверяющий центр Росэлторг продлил статус доверенного лица УЦ ФНС РоссииУЦ Росэлторг продлил статус доверенного удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы России (...
-
06 декабря 2024 «Эксперт РА» присвоило Росэлторг рейтинг кредитоспособности на уровне ruАА+Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности электронной торговой площадк...
Новости отрасли
Все-
21 октября 2024 Правительство РФ расширило действие постановления о закрытии закупок п...Правительство РФ расширило сферу действия постановления о закрытии информации о ...
-
01 октября 2024 РФ ратифицировала соглашение о взаимном признании банковских гарантий ...Президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации межправительственного с...
-
20 сентября 2024 Регионы получили право заключать офсетные контракты в рамках закупок п...Москва. 20 сентября. ИНТЕРФАКС — Субъекты РФ получили право заключать офсетные (...
-
20 сентября 2024 Минфин определил первые десять ведомств для перехода на централизованн...Москва. 20 сентября. INTERFAX.RU — Минфин РФ предлагает включить в перечень фе...