Банки будут следить за исполнением государственных контрактов

Сегодня вступает в силу статья 35 "Банковское сопровождение контрактов" Федерального закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Сопровождение контракта заключается в том, что банк контролирует и мониторит расчеты поставщика (подрядчика, исполнителя) и всех субподрядчиков и соисполнителей, которых поставщик привлекает для исполнения контракта,
и доводит результаты этого контроля и мониторинга до сведения заказчика.
При этом все операции со средствами поставщика и подрядчика отражаются на обособленном счете в сопровождающем контракт банке. Банк проверяет платежные документы поставщика и подрядчиков, а если устанавливает, что операция не соответствует целевому использованию средств с обособленного счета, эту операцию блокирует. Заказчик в течение трех рабочих дней после получения от банка отчета по результатам контроля и мониторинга размещает его в единой информационной системе в сфере закупок.

Законодатели рассчитывают, что банковское сопровождение сделает контрактную систему более прозрачной и снизит уровень коррупции в этой сфере. Бизнес инициативу властей поддерживает. "Сейчас ключевой проблемой в госзаказе является добросовестная конкуренция. Закон направлен на создание максимально комфортных условий для честных подрядчиков", - говорит вице-президент Банка Москвы Максим Кокорин.

"Главная идея нововведения - обособление инвестиционных потоков (т.е. открытие отдельных банковских счетов под проект), контроль целевого расходования средств и контроль соответствия проектно-сметной документации", - прокомментировали нововведение в Сбербанке. Преимущества банковского сопровождения строительных проектов, например, здесь видят в том, что полученные подрядчиком средства гарантированно будут потрачены на тот проект, на строительство которого они были выделены.

"Статья о банковском сопровождении контрактов призвана навести порядок
в периоде исполнения контракта и установить дополнительный контроль за расходованием средств, - говорит генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. - Очевидно, что решить подобную задачу
с ходу практически невозможно, документ неизбежно будет меняться и дорабатываться, но сам факт появления подобного документа - существенный шаг на пути создания полнокровной системы".

По мнению Антона Емельянова, одно из преимуществ стартовых позиций документа - гибкий подход к использованию банковского сопровождения: сегодня обязательным к его использованию остаются контракты, заключенные на срок более трех лет и ценой от 10 млрд рублей. Таким образом, сейчас под этот критерий попадают все крупные федеральные стройки (мост через Керченский пролив, стадион "Зенит-Арена" в Петербурге, московская дорожная инфраструктура). Во всех остальных случаях у субъектов и муниципалитетов есть право самим определять закупки, для которых они будут использовать услуги банка и распространять эту практику шире, постепенно ее совершенствуя.

Одним из важнейших аспектов банковского сопровождения Антон Емельянов считает возможность транслировать условия госконтракта на уровни субподрядчиков. Таким образом, банк отслеживает всю цепочку движения средств и тем самым существенно усложняет процедуры отмывания денег через
фирмы-однодневки.

По мнению эксперта, роль банка в сопровождении контракта может быть достаточно гибкой, т.е. помимо обеспечения движения средств на выделенных счетах у банка есть возможность создать специализированный продукт в виде расширенного сопровождения и контроля исполнения контракта. "Банки заинтересованы в развитии этой темы, поскольку здесь есть возможность создания целого сегмента банковских услуг, - считает Антон Емельянов. - Сами банки при этом являются организациями, деятельность которых всесторонне контролируется, таким образом контроль за зоной исполнения контракта удваивается".

Впрочем, банки и сейчас предлагают подобные услуги. В Сбербанке, например, как сообщили "РГБ", опыт банковского сопровождения контрактов уже есть. Среди них - строительство объектов к саммиту АТЭС, строительство и реконструкция второй сцены Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге, автодороги М-4 "Дон". В "сопроводительном портфеле" ВТБ - строительство и реконструкция Большого театра, автодорога М-5 "Урал".

"Банковское сопровождение - обязательный элемент для работы с исполнителями и госзаказчиками, - рассказал "РГБ" председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Александр Ястриб. - Есть несколько вариантов сопровождения. Самый простой - контроль целевого использования средств по реестрам платежей, которые согласовываются с заказчиками. Второй вариант - усиление банковского сопровождения за счет привлечения различных профильных экспертов, когда нужно контролировать сложные проекты: качество, сроки, исполнение физических объемов работ и т.д.".

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя требования к банкам и порядку их отбора, устанавливается постановлением правительства РФ. Как рассказал Антон Емельянов, соответствующее постановление прошло процедуру публичного обсуждения еще в декабре
2013 года и с января 2014 года находится на стадии оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Действующий же документ обходит вниманием вопрос качественных квалификационных требований к банкам, которые могут сопровождать госконтракты.

"Так, в требовании к банкам, в которых открываются счета для обеспечения заявок, четко прописано наличие у банка капитала в размере не менее 15 млрд рублей.
Т.е. это достаточно крупные банки, для которых 2% даже от крупного контракта - ничто по сравнению с вопросом сохранения репутации, - говорит он. - Сейчас же, при отсутствии критериев, любой, даже микроскопический банк может предложить банковское сопровождение государственного контракта.

Неподтвержденная репутация банков-участников системы неизбежно поднимет вопрос сохранности средств, хранящихся на счетах банка, а также возможности коррупционного сговора банка с недобросовестным поставщиком".