Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Что считается закупкой по 44-ФЗ? Участники закупки Виды закупок по 44-ФЗ Требования к участникам закупок по 44-ФЗ Преференции и льготы при проведении торгов по 44-ФЗ Преимущества участия в закупках по 44-ФЗ Кто осуществляет государственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ Если кратко

В дебрях закона 44-ФЗ легко потеряться. Мы выделили ключевое в главном законе о госзакупках и переписали это простым языком. А перед публикацией показали статью юристам. Далее — самое важное, что нужно знать участникам госзакупок. 

Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки

Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам.

Проводить закупки по 44-ФЗ могут:

  • госорганы, 
  • органы управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), 
  • казенные учреждения (ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» и др.), 
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы, 
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые (в качестве физлица) при условии соответствия требованиям законодательства. Кроме того, поставщиком может быть иностранное юридическое или физическое лицо. Главное условие — верно оформленные документы, соответствующие единым и дополнительным требованиям к участникам закупок.

Виды закупок по 44-ФЗ

Определяют два вида закупок по 44-ФЗ: 

  1. Конкурентные закупки.
  2. Неконкурентные закупки.

В рамках конкурентной закупки поставщики соревнуются между собой за право получить контракт. Этот способ подразделяется на три типа.

Типы конкурентных закупок

Аукцион. Заказчик инициирует закупку, объявляет требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В назначенный день проводится аукцион, где между участниками происходит торг. Побеждает тот участник, который предлагает заказчику меньшую цену исполнения  контракта.  

Конкурс. При выборе поставщика заказчик ориентируется не только на цену. Репутация, наличие похожего опыта, техническая подготовленность и оснащение организации играют большое значение. В этом типе закупки торги не проводятся. Участники отправляют предложения с указанной ценой, заказчик выбирает из них лучшее.

Запрос котировок. Каждый поставщик, участвующий в закупке, подает заявку с окончательной стоимостью, за которую готов исполнить контракт. Заказчик выбирает из предложенных вариантов самый низкий по стоимости. 

При запросе котировок максимальная цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Конкурентные закупки подразделяются еще на две категории — закрытые и открытые. При закрытой закупке заказчик отбирает поставщиков и каждому претенденту отправляет личное приглашение для участия. В открытой закупке подать заявку на участие может любой желающий поставщик на электронной торговой площадке. 

Неконкурентная закупка — это закупка у единственного поставщика, которая проводится без конкурса. По закону такой тип закупки возможен в двух случаях: 

  • цена контракта, по общему правилу, не превышает 600 000 ₽,
  • услуга оказывается только одной компанией-монополистом. Например, подведение водопровода или поставка электроэнергии в строящуюся школу.

Требования к поставщикам по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предъявляет серьезные требования к потенциальным поставщикам:

  • отсутствие у участника налоговых задолженностей и задолженностей по иным обязательным платежам;
  • отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве);
  • отсутствие скрытых договоренностей (аффилированности) между поставщиком и заказчиком; 
  • отсутствие у юридического лица административных правонарушений за последние два года; 
  • участник не находится в процессе ликвидации или банкротства.

Заказчик может дополнительно потребовать у поставщика наличие положительного опыта в исполнении государственных контрактов и отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.

Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ

Для некоторых организаций закон № 44-ФЗ предоставляет льготы при проведении торгов. К ним относятся:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • организации инвалидов.

Преимущества предоставляются участникам любых форм госзакупок за исключением закупок у единственного поставщика.

Квоты для СМП и СОНО. Госзаказчик должен закупить у СМП и СОНО не меньше 25% товаров или услуг от своего совокупного годового объема закупок. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если квота не будет выполнена, организация получит штраф в 50 000 ₽. Более того, госзаказчик должен оплатить товары или услуги не позднее 15 рабочих дней с даты заключения контракта.

Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. В случае победы на торгах такие организации вправе требовать увеличить цену контракта от предложенной участником на 15%, но не выше начальной максимальной цены контракта.  Другими словами, к основной сумме, которую заказчик платит поставщику по контракту, может добавиться до 15% от этой суммы. 

Преимущества участия поставщиков в закупках по 44-ФЗ

  1. Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику регламентирован и не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.
  2. Контроль государства. Статьи 44-ФЗ строго регулируют каждый этап закупки, это помогает соблюдать интересы двух сторон процесса.
  3. Подать заявку может любой участник торгов (если закупка открытая). Это обеспечивает конкуренцию и прозрачность закупок.
  4. Экономия средств на рекламу. Поставщику не обязательно тратить много денег на развитие имиджа организации, если его главный покупатель — государство. Чтобы выиграть закупку, достаточно вести законную предпринимательскую деятельность и производить качественный товар.
  5. Гарантированная оплата. После выполнения всех условий сделки организация получает оплату по контракту.

Кто контролирует закупки по 44-ФЗ

Основным органом, осуществляющим контроль за государственными закупками, является Федеральная антимонопольная служба — ФАС. К полномочиям контролирующего органа относятся: 

  • Составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел о них. Например, если заказчик срывает срок оплаты контракта, то его привлекают к административной ответственности — выписывают штраф от 30 до 50 тыс. ₽. Если нарушение повторяется, то происходит дисквалификация сроком от одного года до двух лет.
  • Выдача предписаний нарушителям о том, что им необходимо устранить. Например, если по закупке подана жалоба на положения документации, по результатам рассмотрения ФАС может принять решение признать ее обоснованной. В таком случае служба выдаст предписание об устранении нарушения. Заказчик будет обязан внести изменения в закупочную документацию.

Подать заявление в ФАС можно, если заказчик или другой участник закупки совершает незаконные действия. Например, заказчик пытается ограничить конкуренцию, выдвигая жесткие требования к товару закупки, которые сводят выбор в пользу одного поставщика. В таком случае обратиться с жалобой могут не только остальные участники закупки, но и другие заинтересованные лица — прокуратура или физическое лицо.

Чаще всего обжалуют:

  1. Документацию и условия закупки. Если формулировки препятствуют подаче заявки или делают ее невозможной.
  2. Проект контракта. Например, заказчик указывает сроки исполнения, в которые невозможно уложиться. На такую хитрость идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» поставщика.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые приводят к нарушению порядка закупки или сроков закупки. К действию можно отнести намеренное неразмещение полного комплекта закупочной документации, к бездействию — игнорирование запроса поставщика на разъяснение неясных ему положений в документации.
  4. Действия других участников закупки, связанные с недобросовестной конкуренцией. Если заказчик внес в документацию недостоверные сведения о своем материально-техническом обеспечении и благодаря этому выиграл закупку, то это действие расценивается как недобросовестная конкуренция — введением в заблуждение. 

Полномочия Федеральной антимонопольной службы не распространяются на закупки в сфере обороны и госзакупки, связанные с гостайной. 

Если кратко 

  1. Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая расходует бюджетные средства. Такая закупка проводится за счет федеральных, региональных, муниципальных средств.
  2. Закупки по 44-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Конкурентные, в свою очередь, бывают открытыми и закрытыми.
  3. Поставщик по 44-ФЗ не должен иметь: налоговые задолженности, судимости за экономические преступления, влияние на заказчика, административные правонарушения за два года до подачи заявки, находиться в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Преференции по 44-ФЗ предоставляются поставщикам — субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
  5. Основной орган, регулирующий сферу закупок по 44-ФЗ — ФАС.

Статья актуальна на 22.09.2022