Доверенный удостоверяющий центр ФНС России — что такое и зачем нужен

Что изменится с 1 января 2022 года

Доверенный удостоверяющий центр ФНС России — что это?

Где получать электронную подпись руководителю организации, предпринимателю и нотариусу в 2022 году?

Почему удобнее обратиться в доверенный удостоверяющий центр, а не напрямую в ФНС России

Если кратко

С 1 января 2022 года руководители организаций, предприниматели и нотариусы должны получать электронную подпись по новым правилам. В статье расскажем, куда обращаться, чтобы выпустить подпись и можно ли прийти в обычный удостоверяющий центр.

Что изменится с 1 января 2022 года

Согласно поправкам в ФЗ «Об электронной подписи», с 1 января 2022 года некоторые заявители могут получить электронную подпись только в удостоверяющем центре ФНС России. К ним относятся:

  • Лица, которые могут действовать от имени юридического лица без доверенности. Обычно это единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор или президент.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Нотариусы.

Я работаю у предпринимателя. Мне тоже нужно получать подпись в удостоверяющем центре ФНС России?

Нет, правило касается только лиц, которые имеют статус индивидуального предпринимателя. Сотрудники могут получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. Их полный список размещен на сайте Минцифры России. При выборе обращайте внимание на столбец «Аккредитован по новым правилам». В графе должно стоять «Да».

 

Доверенный удостоверяющий центр ФНС России — что это?

Доверенное лицо ФНС — аккредитованный по новым правилам удостоверяющий центр, которому ФНС России дала право выдавать электронные подписи от своего имени. К таким организациям предъявляются серьезные требования.

Требования к доверенному удостоверяющему центру ФНС России:

  • Прошел аккредитацию по новым правилам. Это касается, например, требований к размеру собственных средств. Они должны составлять от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей. Также имеет значение размер финансового обеспечения ответственности, деловая репутация руководителей и учредителей.
  • Подтвердил соблюдение требований к информационной безопасности. Перечень требований разработан ФСБ России. К ним относится контроль за сохранностью оборудования и документов, защита компьютеров от вирусов, информирование клиентов о правилах пользования электронной подписью.
  • Построил канал связи с ФНС России самого высокого класса защищенности.
  • Выполнил дополнительные требования к качеству клиентского сервиса, информационным системам и конфиденциальности.

Доверенным лицом ФНС может стать только организация определенного типа. Например, российский банк или оператор электронной площадки. Полный список — в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2409.

 

Где получать электронную подпись руководителю организации, предпринимателю и нотариусу в 2022 году?

В удостоверяющем центре ФНС России

Работает 700+ пунктов обслуживания. Узнайте адрес ближайшего в таблице ФНС России.

В доверенном удостоверяющем центре ФНС России

В любой точке выдачи доверенного удостоверяющего центра ФНС России.

 

Все для подписи ФНС России 

В комплекте сертифицированный носитель и лицензия КриптоПро

Заказать комплект

 

Почему удобнее обратиться в доверенный удостоверяющий центр, а не напрямую в ФНС России

Удостоверяющий центр ФНС России занимается только выпуском сертификатов. Чтобы пользоваться подписью, нужны еще две вещи:

  1. Лицензия на криптопровайдера, например, КриптоПро CSP. Эта программа для создания и проверки подписи, а также для шифрования и дешифрования информации. Лицензия на год для одного компьютера стоит 2200 ₽.
  2. Носитель. На него записывают сертификат электронной подписи. ФНС России предъявляет требования к носителям: они должны быть сертифицированы ФСТЭК России или ФСБ России, а также иметь вид USB-токена типа А, то есть, как обычная флешка.

 

image

Удостоверяющий центр ФНС России не продает токены и лицензии на крипровойдеров. Поэтому все это вам нужно купить самостоятельно. Это можно сделать в удостоверяющем центре «Росэлторг». Также вы можете создать корпоративный удостоверяющий центр. С его помощью сможете перевыпускать электронные подписи сотрудникам организации без визита в удостоверяющий центр. Под рукой всегда будет реестр выданных подписей: сможете следить за сроками действия сертификатов и вовремя перевыпускать их.

1

Если кратко

  1. С 1 января 2022 года руководители компаний, предприниматели и нотариусы могут получить электронную подпись только в удостоверяющем центре ФНС России или у ее доверенного лица.
  2. Удобнее получить подпись в доверенном удостоверяющем центре ФНС России. Так вы купите сразу полный комплект, готовый к работе: сертификат, сертифицированный токен и лицензию «КриптоПро».

 

Все для подписи ФНС России

В комплекте сертифицированный носитель и лицензия КриптоПро

Заказать комплект

Материал актуален на 28.10.2021.

 

Интересные статьи

Удостоверяющий центр
Что такое корпоративный удостоверяющий центр Как понять, что компании нужен корпоративный удостоверяющий центр Какие функции может взять на себя корпоративный удостоверяющий центр Управление корпоратив...
Удостоверяющий центр
Как сотруднику получить электронную подпись в 2022 году? Требования к машиночитаемой доверенности Как сделать машиночитаемую доверенность Какие сведения должна содержать машиночитаемая доверенность ...
Удостоверяющий центр
Зачем нужна программа «Криптопро CSP»? Обязательно ли использовать Криптопро CSP? Лицензия Криптопро CSP: какую выбрать? Если кратко Зачем нужна программа «Криптопро CSP»? Для безопасности и конф...