Белый дом утвердил план Федеральной антимонопольной службы.
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
Правительство приняло разработанный ФАС новый план развития конкуренции, рассчитанный на 2021–2025 годы. По сути, он является программным документом для антимонопольной службы. План фиксирует накопившиеся проблемы в сфере конкуренции в экономике, увязан с национальными целями и содержит перечень конкретных мероприятий, необходимых для повышения конкуренции. Эксперты принятый документ оценивают положительно, но отмечают противоречивость политики правительства в этой сфере — напоминая, в частности, о росте протекционизма в экономике.
Белый дом утвердил Национальный план развития конкуренции, рассчитанный на 2021–2025 годы. Документ де-факто является программным документом обновленной ФАС — ранее, напомним, новое руководство службы декларировало переориентацию ее работы на создание предсказуемой среды для ведения бизнеса (см. “Ъ” от 19 февраля). Концептуально новый нацплан заметно отличается от действовавшего в 2018–2020 годах. Прежний документ был оформлен указом президента и был призван включить развитие конкуренции в политическую повестку. Его целями были сокращение числа нарушений антимонопольного законодательства со стороны ведомств, расширение участия малого бизнеса в госзакупках, появление не менее трех хозяйствующих субъектов (один из которых — из частного сектора) во всех отраслях экономики, за исключением сферы деятельности госмонополий и ОПК).
Новый документ состоит из трех частей. Первая подводит черту под прежними инициативами властей в части повышения конкуренции (в документе упоминаются госпрограммы демонополизации экономики, стандарт развития конкуренции в регионах и прочее) и фиксирует достигнутые результаты. В частности, внедрение принципа тарифного регулирования, расширение масштабов биржевой торговли товарами и финансовыми инструментами, отмену национального и внутрисетевого роуминга в сфере мобильной связи.
Одновременно в плане указано на недостаточность мер для эффективного развития конкуренции и отмечены проблемы высокой доли государства в экономике, ее монополизации, ограничения доступа производств к инфраструктуре.
Неудовлетворительное состояние конкуренции косвенно подтверждают целевые показатели ФАС, описанные во второй части документа. При этом об успешной реализации нового плана будет свидетельствовать любое улучшение целевых показателей по сравнению с 2020 годом — конкретные их значения во многих случаях отсутствуют. Так, нет количественных ориентиров по доле организаций с госучастием и доле неконкурентных госзакупок.
Одновременно документ ставит перед ведомствами масштабные задачи по дерегулированию сфер госмонополий, созданию равных условий для частных компаний и государственных АО, по цифровизации антимонопольного и тарифного регулирования, развитию малого бизнеса, биржевой торговли и повышению конкуренции в госзаказе. В отличие от прежнего плана, новый содержит подробный перечень мероприятий (всего их 49) и определяет ответственные за результат ведомства. В частности, к марту 2022 года ведомствам предстоит утвердить планы развития биржевой торговли, развития конкуренции на рынках финансовых услуг. К 2023 году ФАС предстоит создать единую систему учета преференций бизнесу для оценки их эффективности.
В ФАС “Ъ” пояснили, что нацплан является продолжением работы, начатой в рамках указа президента №618.
«Вместе с тем сейчас необходимы дальнейшие шаги по развитию конкуренции в отраслях национальной экономики, в том числе качественные системные, институциональные изменения»,— добавляют в службе.
Эксперты новую стратегию повышения конкуренции в целом оценивают положительно, отмечая конкретные целевые показатели плана и соответствие потребностям бизнеса и государства. При этом экспертное сообщество обеспокоено противоречивостью мер развития конкуренции в целом — например, усилением протекционизма (подробнее см. «Ъ-Онлайн»).
Автор: Диана Галиева
Пресс-центр
-
14 апреля 2022 Андрей Кашутин: электронные площадки станут проще и дружелюбнееВ изменившихся экономических условиях работают сегодня не только заказчики и поставщики, но и электронные торговые площадки. На площадках XVII Всеросс...
-
01 июля 2022 В России унифицировали требования к банковским гарантиям при закупках госкомпаний у МСПСоответствующие изменения в законодательство вступают в силу с 1 июля. Требования к гарантиям, ко...
-
01 июля 2022 Поставщикам закроют доступ к госзакупкам при отказе работать с заказчиком под санкциямиСоответствующее постановление правительство РФ вступило в силу. Российские поставщики, отказавшие...
-
28 июня 2022 Дума приняла закон, уточняющий мотив преступлений в сфере госзакупокКак указывают разработчики, существующий термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный хар...
-
28 июня 2022 Регламентные работы 02.07.2022 в системе Росинвойс docs.roseltorg.ruУважаемые заказчики и участники электронных процедур! Уведомляем вас, что в период с 02.07.2022 0...
-
27 июня 2022 Рекомендации по использованию браузеровС 15 июня 2022 года Microsoft прекращена поддержка браузера Internet Explorer. Напоминаем, что с ...
-
22 июня 2022 Всероссийское совещание по новым возможностям ГИС Торги по продаже государственного и муниципального имущества версии 1.230 июня в 10:00 (МСК) Федеральное казначейство проведет онлайн трансляцию Всероссийского совещания н...
Новости отрасли
Все-
01 июля 2022 В России унифицировали требования к банковским гарантиям при закупках ...Соответствующие изменения в законодательство вступают в силу с 1 июля. Требов...
-
28 июня 2022 Дума приняла закон, уточняющий мотив преступлений в сфере госзакупок ...Как указывают разработчики, существующий термин «иная личная заинтересованность»...
-
22 июня 2022 Всероссийское совещание по новым возможностям ГИС Торги по продаже гос...30 июня в 10:00 (МСК) Федеральное казначейство проведет онлайн трансляцию Всерос...
-
17 июня 2022 Ценовая преференция в рамках госзакупок распространена еще на 170 видо...Норма о предоставлении ценовой преференции в рамках госзакупок в размере 15-20% ...