Уровень потерь в госзакупках вырос на 60,7%, до 227,8 млрд руб. – эксперты

Уровень потерь государства при проведении госзакупок (в соответствии с законом" О контрактной системе", 44-ФЗ) вырос во втором полугодии 2018 года - первом полугодии 2019 года на 60,67%, до 227,8 млрд рублей (без учета уровня инфляции), следует из материалов исследования аналитического центра «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (НРПЗ).

«За период НРПЗ-2019 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 227,86 млрд. руб. (без учета уровня инфляции), – говорится в НРПЗ. – Во всех сегментах наблюдается увеличение потерь в сравнении с показателями предыдущего периода: в федеральном сегменте потери увеличились на 40,50%, в региональном и муниципальном – на 68,86% и 61,87% соответственно».

При этом исследователи отмечают, что за отчетный период уровень конкуренции в госзакупках вырос. Правда, незначительно. Так, среднее число участников закупочных процедур в 2019 году в федеральном сегменте увеличилось на 0,1 по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,81 участника на одну закупку, в региональном сегменте рост этого показателя составил 0,05 (до 2,98).

«Резкое увеличение потерь государства связано с изменениями условий национального рынка закупок и с массовым переходом к закупкам в электронной форме, – прокомментировал «Интерфаксу» результаты исследования председатель организационного комитета проекта НРПЗ Виктор Симоненко. – Столь высокий показатель потерь в этом году обусловлен увеличением разницы дисконтов при одной и двух заявках, а также изменением структуры контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам. Особенно ярко это стало заметно при сравнении процедур в электронной и не электронной формах».

По словам Симоненко, в условиях низкой конкуренции (в частности, при 1 допущенной заявке) электронная форма закупок является малоэффективной: средний дисконт (снижение цены контракта) по электронным аукционам – 0%, по процедурам в электронной форме – 0,85%, по процедурам в неэлектронной форме – 2,96%.

«Экономическая эффективность электронной формы закупок по сравнению с неэлектронной формой увеличивается при стабильном уровне конкуренции от 3 и более допущенных участников на закупку», – подчеркнул Симоненко. Вероятно, с окончанием переходного периода проведения всех видов закупок в электронной форме и полной адаптации государственных и муниципальных заказчиков к новым требованиям 44-ФЗ потери государства начнут снижаться».

По данным НРПЗ, объем госзакупок в отчетном периоде составил около 8,24 трлн руб., что на 10,4% больше, чем годом ранее. При этом больше половины госзакупок проводилось посредством электронного аукциона (65% от общего количества закупок и 73% от их общего объема).

В исследовании отмечается, что за отчетный период госкомпании (действуют в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ) опубликовали порядка 1,38 млн извещений о закупках, начальная максимальная цена которых составила 16,98 трлн рублей. Больше половины (57,3%) закупок компаний пришлось на закупки иными способами (относятся к конкурентным способам закупок). Еще более 26% закупок госкомпаний пришлось на закупки у единственного поставщика, что на 19% меньше, чем за прошлый период исследования НРПЗ.

Порядка 4,77% приходится на аукционы в электронной форме; 5,13% приходится на запросы котировок в электронной форме. На долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 11,44% от общего количества закупок.

«В сегменте 223-ФЗ снижение доли единого поставщика произошло из-за того, что заказчики получили возможность выводить из-под закона закупки внутри группы – по сути ранее размещаемые единственным поставщиком, – отметил Симоненко. – Из-за этого общий объем закупок по 223-ФЗ в исследуемом периоде уменьшился с 28 трлн в 2018 году до 17 в 2019 году, и предположительно объем ушел именно в договоры с взаимозависимыми компаниями. С одной стороны, параметры конкуренции и эффективности на этом рынке станут гораздо честнее, а с другой стороны, огромная сумма средств ушла из публичного сектора».

По оценке исследователей, наиболее высокий уровень конкуренции в закупках госкомпаний приходится на аукционы в электронной форме у субъектов МСП (как по среднему числу поданных заявок – 2,38, так и по среднему числу допущенных заявок – 2,35). Наименьший уровень конкуренции отмечен при проведении открытых аукционов (среднее число поданных заявок – 1,76, среднее число допущенных заявок – 1,56).

Пресс-центр

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

21 декабря 2022

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

19 августа 2021

Как получить ЭП руководителям организаций?

Как получить ЭП руководителям организаций?

19 августа 2021

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

19 августа 2021

Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.

Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.

29 июля 2021

  • Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

  • Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

  • Как получить ЭП руководителям организаций?

  • Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

  • Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.