Участники госзакупок смогут подавать заявки в электронной форме

Подготовленные Минэкономразвития поправки к закону №44-ФЗ «О контрактной системе» позволят участникам конкурсов оформлять необходимые документы
в электроном виде, за счет чего общие процедурные издержки снизятся
на 73 млрд руб в год.

Министерство экономического развития сообщило о внесении на рассмотрение
в Госдуму поправок к закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Законопроект предусматривает переход на подачу заявок в электронной форме, после чего только два этапа процедур будут осуществляться членами комиссий
в «ручном» режиме: экспертная оценка предложений по качеству и оценка квалификации участника.

Как уточнили CNews в Минэкономразвития, законопроектом предусмотрено введение электронных процедур закупок для федеральных заказчиков
— с 1 января 2015 г., для заказчиков субъектов Федерации и муниципальных заказчиков — с 1 июля 2015 г. (Но при желании они также могут начать работать
в новом формате с наступлением следующего года.)

Изменения подразумевают не только автоматическое направление документов заказчику, но и цифровое формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения, рассылку в личные кабинеты участников закупки информации
о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения заявок, проведение повторных торгов, автоматическое ранжирование ценовых предложений и формирование итогового протокола по результатам определения поставщика.

«Этот механизм практически полностью исключит возможности сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой. Кроме того, существенно сократятся временные и финансовые издержки всех участников закупок», — говорит директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

Как указал в беседе с CNews директор по маркетингу группы компаний «АйТи» Дмитрий Ведев, в целом, процесс устранения «бумажного неравенства», когда бумажные и цифровые документы имели разную легитимность, сегодня решен уже практически во всех сферах государственного регулирования. Так что, по его мнению, переход на подачу заявок в электронной форме вполне логичен и лежит
в русле государственной политики.

«Мы относимся к этому положительно. Как и в большинстве других документоориентированных процессов переход на «цифру» снижает трудозатраты, ускоряет обмен информацией, позволяет избегать множества рутинных операций, наконец, обеспечивает большие возможности для аналитики и поиска информации», — заключает Ведев.

Генеральный директор электронной торговой площадки группы Газпром банка (ЭТП ГПБ) Андрей Черногоров заявил CNews, что дальнейший переход на электронный формат — это недостающее звено в повышении эффективности процесса госзакупок. «Наличие бумажных процедур препятствует прозрачности размещения государственного заказа, поэтому внедрение электронных процедур позволит существенно снизить издержки», — говорит он.

Его слова подтверждают и в самом Минэкономразвития. По подсчетам ведомства, переход на электронные конкурсы обеспечит экономию на уровне 6,9% — порядка i72,9 млрд в год.

Генеральный директор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП)Антон Емельянов убежден: конкурс в бумажном виде дает почву для разного рода нарушений — сокрытия заявок, нелегального изменение заявок после подачи и др. «После введения электронной формы подачи заявок подобные нарушения становятся невозможными. В рамках 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; — прим. CNews) заявки уже два года подаются в электронной форме, и практика показывает их высокую эффективность», — подчеркивает Емельянов.

Директор по развитию электронной торговой площадки «Сбербанк-АСТ» Юлия Обаляева заверила CNews, что для ее бизнеса минусов в нововведении нет никаких. Речь идет о значительном росте объемов закупок и, соответственно, прибыли оператора. «Возможно, в первое время нам придется приложить немало усилий для освоения электронной площадки теми поставщиками (участниками размещения заказа), которые не участвовали в электронных аукционах,
а заключали государственные и муниципальные контракты по итогам бумажных процедур», — говорит Обаляева.

При этом она указывает, что в законопроекте все же есть одна недоработка — отсутствует способ закупки у единственного поставщика. «Но это вопрос будущего, так как мы все понимаем, что электронный контракт это часть электронной закупки», — добавляет она.

В заключении Обаляева сообщает, что опыт «Сбербанка-АСТ» в использовании закупок в электронной форме по 223-ФЗ показал, что на электронном конкурсе
в госсекторе процент экономии действительно выше. «Так что ожидания регуляторов мы поддерживаем», — резюмирует она.

Федеральный закон № 44-ФЗ был принят в прошлом году и вступил в силу
с 1 января 2014 г. В отличие от действовавшего в данной сфере с середины
2000-х 94-ФЗ, новый закон, помимо прочего, ввел новые процедуры госзакупок: конкурс
с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс.