Страсти по закупкам

ФАС и МЭР соревнуются в предложении лучшего закона о федеральной контрактной системе

ФАС и МЭР предложили свои варианты закона о федеральной контрактной системе, которые уже неделю активно обсуждаются. Часть опрошенных «Экспертом Online» участников рынка уверены, что корень этих разногласий
– в борьбе за право быть для закупщиков и поставщиков «истиной в последней инстанции».

 

К 1 июля в правительство будут внесены две версии закона о федеральной контрактной системе – Минэкономразвития и ФАС. К концу апреля законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» должен пройти все стадии обсуждения и доработан для внесения в правительство. При этом глава МЭР Эльвира Набиуллина не исключает, что у ее министерства могут остаться разногласия с некоторыми ведомствами по положениям проекта документа и он будет внесен с таблицей разногласий. Очевидно, что разногласия останутся с ФАС, возможно – с Минфином. Два министерства пока еще ведут дискуссию о разделении полномочий в новой системе.

МЭР предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. ФАС полагает, что это сломает систему, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 млрд рублей ежегодно. Кроме того, МЭР предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС заявляют, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.

Глава ФАС Игорь Артемьев выступал с резкой критикой законопроекта Минэкономразвития. По его словам, документ получил большое количество отрицательных отзывов, в том числе от ФАС, Минфина и Государственного правового управления при президенте РФ, а Генпрокуратура высказалась о коррупционности. В то же время ФАС намерена продолжать работу с МЭР по сближению позиций и будет стараться убедить Минэкономразвития, что ее вариант законопроекта сбалансирован и главными его приоритетами остаются борьба с коррупцией и развитие конкуренции.

Первый заместитель гендиректора «Единой электронной торговой площадки» Андрей Черногоров считает, что с точки зрения оператора концепция ФАС – лучше. «То, что предлагает МЭР, – недостижимо и слишком расплывчато, – заявил он в беседе с "Экспертом Online". – Например, МЭР предлагает разрешить оформлять закупки не только в электронном виде, но и в бумажном, аргументируя это отсутствием, например, в деревнях возможности для проведения электронных закупок. На наш взгляд, это шаг в сторону информационной закрытости рынка. Кроме этого, МЭР предлагает отменить обязательное денежное обеспечение заявок, предлагая вместо него банковские гарантии. Надо понимать, что банки из второй сотни раздают их направо и налево, и только денежное обеспечение может быть реальной гарантией. Их отмена приведет к снижению качества поставщиков. Я не вижу ни одного аргумента в пользу предложения МЭР. В целом законопроект ФАС – более проработанный, который дает участникам рынка готовую процедуру. Нужно понимать, что в этой сфере свобода влечет за собой ответственность, которую никто не хочет нести».

Оппоненты ЕЭТП считают, что поддержка ФАС с ее стороны объясняется желанием сохранить статус одной из пяти торговых площадок, на которых может размещаться госзаказ. По их словам, законопроект ФАС сохраняет для ЕЭП такой статус.

Среди сторонников проекта МЭР – порталы «Фабрикант.Ру» и B2B-Center.

«Первоначальный вариант законопроекта МЭР о ФКС мне нравился больше, – заявил председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center Александр Бойко. – Если, как говорят, новая версия – результат сближения с ФАС, то это сближение явно пошло не на пользу. Если по существу, то сейчас МЭР предлагает ввести восемь видов закупок и две формы – электронную и письменную. Если бы оставили только одну форму – электронную, то предмет основных нападок на законопроект был бы исчерпан. Сейчас в законопроекте говорится, что закупки могут проводиться в электронном виде. Эту формулировку надо заменить на "могут и обязаны". Что касается недостатков проекта ФАС, то там отрицаются такие формы, как, например, конкурентные переговоры, и предлагается сохранить в качестве основного вида закупок аукцион. Но, по нашим данным, это не самая удобная для заказчика форма. Процент аукционов среди частных компаний – 3-5% от всего объема закупок. В основном – конкурсы и запросы котировок». Бойко уверен, что законопроект МЭР «более прогрессивен», и отмена денежного обеспечения заявок не вызывает у него вопросов. «Мы работаем с банковскими гарантиями, и у нас практически нет претензий к поставщикам, которые ими пользуются, – говорит он. – Нужно просто следить за качеством банков». «В целом проект ФАС – это видоизмененный 94-ФЗ с сохранением полномочий ФАС в качестве истины в последней инстанции», – резюмирует Бойко.

Генеральный директор портала «Фабрикант.Ру» Сергей Габестро – тоже активный сторонник проекта МЭР и противник проекта авторства ФАС. «Я считаю, что все, что делает ФАС, – пытается нарастить ресурсы и полномочия, – заявил он. – В рамках 94-ФЗ она уже царь и бог».Из пожеланий к законопроекту МЭР Габестро назвал «введение норм профессионализации отрасли». В частности, введение новых специальностей в вузах, связанных с закупками, и т.п.