Стартовый капитал

Чем должны заниматься банки в системе госзаказа. 3 апреля в Москве откроется форум-выставка "Госзаказ-2013". Участникам, несомненно, будет что обсудить, поскольку форум открывается после принятия Закона о федеральной контрактной системе (ФКС), который серьезно перестроит взаимодействие между госзаказчиками и поставщиками. Еще больше должно усилиться значение электронных торгов.

Казалось бы, при чем здесь банки? Однако одна из ведущих электронных торговых площадок - Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) - была создана при участии Банка Москвы. О роли банков в развитии системы госзаказа "Ко" беседует с президентом - председателем правления Банка Москвы Михаилом Кузовлевым.

- Михаил Валерьевич, почему ваш банк так активно занимается, казалось бы, несвойственной банкам сферой - электронными торговыми площадками?

- Мы с самого начала понимали, что с помощью этой системы можно эффективно выстраивать отношения между бизнесом, госкомпаниями, заказчиками и банком как связующим звеном. Причем это может быть в любой сфере - от текущего ремонта детских учреждений до масштабных инфраструктурных проектов. Количество участников торгов постоянно растет, сейчас на ЕЭТП аккредитовано более 245 000 участников. К тому же в последние годы мы активно продвигаемся в регионы. Сейчас представительства ЕЭТП есть во множестве регионов Российской Федерации, многие из них работают на базе филиалов Банка Москвы.

- Но каковы же в этой деятельности функции банка?

- Функции самые разнообразные. Банковские сервисы помогают обеспечить контроль и прозрачность, сократить издержки и снизить конечную стоимость контракта, увеличить конкуренцию и упростить процедуру участия в работе электронной торговой площадки. Банковские продукты позволяют обеспечить финансовую поддержку на всех этапах исполнения госзаказа, начиная с обеспечения заявки на участие в аукционе и заканчивая исполнением госконтракта. Именно поэтому Банк Москвы и ЕЭТП активно сотрудничают при проведении электронных торгов. Мы развиваем совместную продуктовую линейку, вместе думаем, как создавать более удобный функционал для участников торгов.

- Итак, предприятие, приходя к вам, может стать одновременно клиентом и торговой площадки - ЕЭТП, и Банка Москвы. Но зачем ему это нужно?

- Во-первых, оно получает качественное и эффективное расчетное обслуживание. Каждая компания, став участником ЕЭТП, получает возможность быстрых, почти мгновенных расчетов через счет в Банке Москвы. Это само по себе имеет большое значение для предприятий, желающих принять участие в тендере: счет чаще всего идет на часы. Далее, напомню, что для обеспечения участия в торгах требуется внести определенную сумму задатка. И мы можем предоставить участнику торгов эту услугу. Предположим, компания, которой нужно вносить сумму, не захочет изымать деньги из оборота. В таком случае она может пополнить свой лицевой счет на ЕЭТП, взяв кредит в нашем банке практически в онлайн-режиме и на хороших условиях. Кроме того, мы предоставляем гарантии возврата аванса, что часто требуется участникам тендера, а также гарантии исполнения контракта. Но и этим дело не заканчивается, а скорее, с этого все начинается. Допустим, компания выиграла тендер. Ей нужно закупать оборудование, вести проектные работы и т.д. То есть предстоят большие траты задолго до того, как заказчик расплатится по контракту. И ему выгоднее взять кредит в Банке Москвы под заключенный контракт, чем высвобождать для этого средства. Таким образом, получая из первых рук информацию о предстоящих тендерах и их участниках, мы имеем возможность напрямую работать с потенциальными клиентами (при этом клиент, выигравший конкурс на госзаказ, по определению заслуживает доверия), а участники тендера получают весь комплекс качественных банковских услуг.

- То есть фактически вы предоставляете начинающим участникам торгов стартовый капитал?

- Совершенно верно. А компаниям, многократно (или регулярно) участвующим в торгах, мы предоставляем кредитную линию, которой они могут пользоваться каждый раз при подаче очередной заявки, и для этого не требуется дополнительного одобрения кредитного комитета. А если компания выигрывает конкурс и собирается развивать бизнес именно в данном сегменте, ей может быть предоставлена еще и банковская гарантия, также обязательная по закону. Предоставление стартового капитала начинающим участникам торгов особенно актуально для предприятий малого бизнеса. Это говорит о том, что нагрузка на малый бизнес по оборотным средствам снижается, что в корне меняет качество его работы.

- Каковы же результаты всей этой работы?

- В 2012 г. кредитов на обеспечение заявок на участие в электронных аукционах было выдано на общую сумму более 1 млрд руб., а объем выданных гарантий в рамках 94-ФЗ за второе полугодие превысил объем за первое почти в два раза и составил в общей сложности более 100 млрд руб. Мы наблюдаем положительную динамику востребованности у клиентов наших предложений по кредитам и гарантиям. Если говорить о результатах работы площадки, то общая доля государственного заказа, размещенного на площадке, несмотря на ужесточение конкуренции со стороны других площадок, составила порядка 26%.

- Ваш опыт участия в госзаказе, видимо, позволяет вам иметь собственное мнение о предстоящем внедрении федеральной контрактной системы.

- В целом Банк Москвы поддерживает предлагаемые правительством изменения. Основная задача данного закона - повышение эффективности закупок, в том числе путем введения мониторинга закупок и обеспечения их прозрачности. Но для этого банки с их продуктами и услугами должны рассматриваться как неотъемлемая часть создаваемой федеральной контрактной системы. Отечественная банковская система обязана стать одним из ключевых элементов инфраструктуры ФКС, поскольку именно банковские сервисы помогают обеспечить мониторинг, контроль и прозрачность, сократить издержки и снизить конечную стоимость контракта. Необходимо создать систему банков - уполномоченных ФКС, которые могут квалифицированно выполнить анализ финансового состояния заказчиков и подрядчиков, осуществлять банковское сопровождение исполнения контракта, предоставить все виды гарантий, а также обеспечить контроль использования бюджетных средств. Представляется важным уже сейчас подумать о требованиях к банкам, которые бы могли получить статус уполномоченных партнеров ФКС. Вряд ли все существующие российские банки могут получить этот статус. На сегодняшний день Банк Москвы уже известен как один из самых компетентных банков в сфере госзаказа. И мы бы с удовольствием приняли участие в проработке этого вопроса и поделились опытом своей практической работы в области сопровождения госзакупок.