СП РФ выявила при проведении закупок у единственных поставщиков нарушения на 8,1 млрд руб

По данным Счетной палаты, в 2015-2018 годах правительством РФ было принято 218 решений об определении единственных поставщиков. При этом ведомство отмечает, что число соответствующих нормативных правовых актов растет из года в год. Так, в 2016 году число таких актов увеличилось на 20,5%, а в 2017 году - на 37,7%.

Определенные правительством РФ единственные поставщики в 2015-2018 годах заключили 12 тыс. контрактов на сумму 1 трлн рублей. По оценке СП РФ, проведение этих закупок конкурентными способами позволило бы сэкономить порядка 53 млрд рублей.

В сообщении СП РФ подчеркивается, что в основном закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок: строительство, научные исследования и разработки, поставки лекарственных препаратов, автотранспортных средств и нефтепродуктов, предоставление телекоммуникационных услуг.

"Конечно, совсем обойтись без закупок у единственных поставщиков нельзя, - сказал М.Рохмистров. - Но злоупотребление этой возможностью, особенно там, где есть развитый конкурентный рынок, не только не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, но и негативно влияет на развитие конкуренции, ограничивает возможность экономического роста хозяйствующих субъектов".

Помимо этого, Счетная палата указывает на ряд проблем, связанных с закупками у единственного поставщика. В их числе непрозрачность механизма подготовки правительственных решений об определении единственных поставщиков, привлечение в этом качестве компаний с признаками финансовой неустойчивости, неиспользование заказчиками методических рекомендаций по определению цены контракта и пр.

Кроме того, по данным СП РФ, некоторые подрядчики, получив статус единственного поставщика, передают значительную часть работ по контрактам на субподряд - выступают в роли посредников.

Коллегия СП РФ планирует подготовить информационное письмо о положении дел с определением единственных поставщиков решениями правительства РФ и направить его в правительство РФ, а соответствующий отчет - в палаты Федерального собрания.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые из названных СП РФ проблем находятся на этапе решения. Так, в конце прошлого года были приняты поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), они предусматривают установление единого порядка подготовки актов президента и правительства об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при госзакупках. Такой порядок должен утверждать президент РФ.

К настоящему времени ФАС России подготовила проект указа президента РФ, устанавливающего конкретный порядок подготовки и внесения президенту обращений по определению единственных поставщиков.

По замыслу ФАС, обращение об определении единственного поставщика должно будет включать в себя описание объекта закупки, экономическое (технологическое) обоснование нецелесообразности проведение соответствующей закупки конкурентным способом, сведения о предполагаемом единственного поставщике с обоснованием его выбора и т.п.

Также ФАС подготовил проект президентского распоряжения "Об утверждении порядка подготовки обращений к президенту РФ по вопросу определения правительством РФ единственных поставщиков". В этом документе указано, кто именно имеет право вносить обращение к президенту РФ об издании поручения правительству РФ об определении единственных поставщиков. В их число предлагается включить глав субъектов РФ, председателя правительства РФ и его заместителей, а также гендиректоров госкомпаний.

По действовавшей редакции 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, определенных указом или распоряжением президента РФ, а также постановлением или распоряжением правительства РФ, изданными в соответствии с поручениями президента. При этом в законодательстве не определен порядок принятия таких решений. Также отсутствует перечень документов, необходимых при подготовке проектов соответствующих актов.