По данным Счетной палаты, в 2015-2018 годах правительством РФ было принято 218 решений об определении единственных поставщиков. При этом ведомство отмечает, что число соответствующих нормативных правовых актов растет из года в год. Так, в 2016 году число таких актов увеличилось на 20,5%, а в 2017 году - на 37,7%.
Определенные правительством РФ единственные поставщики в 2015-2018 годах заключили 12 тыс. контрактов на сумму 1 трлн рублей. По оценке СП РФ, проведение этих закупок конкурентными способами позволило бы сэкономить порядка 53 млрд рублей.
В сообщении СП РФ подчеркивается, что в основном закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок: строительство, научные исследования и разработки, поставки лекарственных препаратов, автотранспортных средств и нефтепродуктов, предоставление телекоммуникационных услуг.
"Конечно, совсем обойтись без закупок у единственных поставщиков нельзя, - сказал М.Рохмистров. - Но злоупотребление этой возможностью, особенно там, где есть развитый конкурентный рынок, не только не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, но и негативно влияет на развитие конкуренции, ограничивает возможность экономического роста хозяйствующих субъектов".
Помимо этого, Счетная палата указывает на ряд проблем, связанных с закупками у единственного поставщика. В их числе непрозрачность механизма подготовки правительственных решений об определении единственных поставщиков, привлечение в этом качестве компаний с признаками финансовой неустойчивости, неиспользование заказчиками методических рекомендаций по определению цены контракта и пр.
Кроме того, по данным СП РФ, некоторые подрядчики, получив статус единственного поставщика, передают значительную часть работ по контрактам на субподряд - выступают в роли посредников.
Коллегия СП РФ планирует подготовить информационное письмо о положении дел с определением единственных поставщиков решениями правительства РФ и направить его в правительство РФ, а соответствующий отчет - в палаты Федерального собрания.
Стоит отметить, что в настоящее время некоторые из названных СП РФ проблем находятся на этапе решения. Так, в конце прошлого года были приняты поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), они предусматривают установление единого порядка подготовки актов президента и правительства об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при госзакупках. Такой порядок должен утверждать президент РФ.
К настоящему времени ФАС России подготовила проект указа президента РФ, устанавливающего конкретный порядок подготовки и внесения президенту обращений по определению единственных поставщиков.
По замыслу ФАС, обращение об определении единственного поставщика должно будет включать в себя описание объекта закупки, экономическое (технологическое) обоснование нецелесообразности проведение соответствующей закупки конкурентным способом, сведения о предполагаемом единственного поставщике с обоснованием его выбора и т.п.
Также ФАС подготовил проект президентского распоряжения "Об утверждении порядка подготовки обращений к президенту РФ по вопросу определения правительством РФ единственных поставщиков". В этом документе указано, кто именно имеет право вносить обращение к президенту РФ об издании поручения правительству РФ об определении единственных поставщиков. В их число предлагается включить глав субъектов РФ, председателя правительства РФ и его заместителей, а также гендиректоров госкомпаний.
По действовавшей редакции 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, определенных указом или распоряжением президента РФ, а также постановлением или распоряжением правительства РФ, изданными в соответствии с поручениями президента. При этом в законодательстве не определен порядок принятия таких решений. Также отсутствует перечень документов, необходимых при подготовке проектов соответствующих актов.
Пресс-центр
-
24 апреля 2024 Как бизнесу помогают электронные торговые площадкиПочему бизнес переходит на электронные закупки, какие стереотипы мешают это делать активнее и что ждет сферу электронных торгов в будущем, рассказал г...
-
16 апреля 2024 Белорусские и российские предприниматели смогут без ограничений участвовать в госзакупкахРоссия и Белоруссия подпишут межправсоглашение о признании электронных цифровых подписей при трансгр...
-
11 апреля 2024 Закупки у субъектов МСП демонстрируют умеренный ростЭлектронная площадка Росэлторг подвела итоги участия субъектов малых и средних предприятий (МСП) в г...
-
10 апреля 2024 О мерах поддержки в Ярославской областиСегодня на территории Ярославской области функционирует территория опережающего развития «Тутаев» — ...
-
08 апреля 2024 В Госдуму внесли поправки об ответственности за нарушения в сфере закупокПравительство внесло в Госдуму законопроекты № 594966-8 и № 594965-8 с поправками к КоАПу и Уголовно...
-
01 апреля 2024 Участники хакатона RLT.Hack создали уникальную базу знаний закупокВ Москве завершился трёхдневный хакатон RLT.Hack, организованный электронной торговой площадкой Росэ...
-
29 марта 2024 В Белоруссии предложили начать переговоры в СНГ о доступе на рынок госзакупокЗаместитель премьер-министра Белоруссии Игорь Петришенко отметил, что Минск и Москва находятся на за...
Новости отрасли
Все-
16 апреля 2024 Белорусские и российские предприниматели смогут без ограничений участв...Россия и Белоруссия подпишут межправсоглашение о признании электронных цифровых ...
-
11 апреля 2024 Закупки у субъектов МСП демонстрируют умеренный рост...Электронная площадка Росэлторг подвела итоги участия субъектов малых и средних п...
-
10 апреля 2024 О мерах поддержки в Ярославской области...Сегодня на территории Ярославской области функционирует территория опережающего ...
-
08 апреля 2024 В Госдуму внесли поправки об ответственности за нарушения в сфере заку...Правительство внесло в Госдуму законопроекты № 594966-8 и № 594965-8 с поправкам...