СП РФ предлагает оптимизировать законодательство в сфере госзакупок

Счетная палата РФ предлагает оптимизировать нормативную правовую базу в области госзакупок, заявил аудитор СП Максим Рохмистров в ходе форума-выставки "Госзаказ 2018".

"Посмотрели на систему госзаказа не только со стороны заказчиков, но и со стороны бизнеса, поставщиков, - сказал М.Рохмистров. - Для участия в госзакупках поставщикам приходится формировать десятки документов, работать с ними".

По данным СП, в настоящее время участникам закупок приходится иметь дело, в среднем, с 20 документами. В отдельных случаях их число может увеличиваться до 80.

"Для работы с такими объемами специализированных документов поставщикам приходится привлекать соответствующих специалистов, заниматься их обучением, платить зарплату и многое другое, - подчеркнул М.Рохмистров. - Все эти затраты поставщик закладывает в цену - и в результате государство закупает товары, работы, услуги дороже, чем они обходились бы негосударственному заказчику или частному пользователю". Удорожание, по его оценке, составляет порядка 30%".

Также, по словам М.Рохмистрова, контрактная система нуждается в улучшении механизма контроля, который в настоящее время недостаточно эффективен.

В среду СП РФ представила результаты мониторинга развития государственных (в рамках закона "О контрактной системе", 44-ФЗ) и корпоративных ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридичских лиц", 223-ФЗ) закупок.

В своем мониторинге СП отмечает, что в части 44-ФЗ образовалось сложное правовое обеспечение контрактной системы. Так, с момента принятия этого закона в него было внесено 48 изменений, принято более 100 подзаконных актов. При этом в материалах СП отмечается, что в нормативной правовой базе сложилась избыточность подзаконных актов - по одному вопросу в ряде случаев принято и действуют пять-шесть документов. Причем некоторые их положения дублируют друг друга.

Для решения этой проблемы СП предлагает провести анализ законодательства в области госзакупок и по его результатам сформировать план мероприятий по оптимизации этой нормативной правовой базы - прежде всего в вопросах нормирования и планирования закупок, минимизации числа документов, необходимых для участия в закупках.

Также СП отметила наличие недостатков в системе контроля в сфере закупок. Речь идет о том, что в настоящее время срок привлечения к ответственности за нарушения в сфере закупок составляет один год. Это позволяет заказчикам избегать ответственности за нарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации в ЕИС.

Здесь для исправления ситуации СП предлагает разработать стандарт осуществления контроля в сфере закупок и рекомендовать его использование на региональном и муниципальном уровнях, при необходимости подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в 44-ФЗ. Помимо этого предлагается увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок.

В настоящее время, по оценке СП, наиболее типичными нарушениями в области госзакупок являются нарушения при приемке и оплате поставленных товаров (работ, услуг), нарушения при обосновании и формировании начальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, внесение изменений в контракт с нарушением требований законодательства.

Что касается закупок госкомпаний, то здесь СП отмечает, что "положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит". Ведомство предлагает обязать госкомпании устанавливать в своих положениях о закупках исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, порядок обоснования цен контрактов, запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.

В ходе форума-выставки М.Ротмистров отметил, что одним из путей для повышения эффективности закупочной деятельности может стать широкое внедрение в этой сфере технологии блокчейн.