Самарская область делает ставку на централизацию и ЭТП

Российская газета Бизнес продолжает серию журналистских расследований об эффективности бюджетных расходов при проведении госзакупок в регионах России. Мы уже писали о работе системы госзакупок в Москве. Сегодня речь пойдет о том, как решается проблема эффективности и прозрачности госзакупок в Самарской области.

Областные власти делают ставку на централизацию госзакупок регионального и муниципального уровней. При таком подходе можно приобретать товары дешевле за счет большего объема, а контролировать процесс закупок проще. По мнению руководителя Контрольного управления президента РФ Константина Чуйченко, который и выступил в конце прошлого года с инициативой создания системы проведения госзакупок централизованным образом и под строгим контролем, таким образом можно сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Руководитель регионального исполкома ОНФ в Самарской области Владимир Марин также поддержал идею централизации закупок в регионах, поскольку это обеспечивает эффективную логистику, снижение цены за счет оптовых объемов закупок. Наличие в правительстве региона Главного управления организации торгов, которое отвечает за все централизованные закупки, по его словам, дает возможность их эффективно контролировать.

- Централизация в сфере госзакупок сейчас происходит во многих регионах, - говорит руководитель Главного управления организации торгов Самарской области Михаил Головушкин. - Ее суть не только в больших объемах, но и в определении общих подходов к госзакупкам, разработке единых правил работы в этой сфере. У нас в регионе более 600 заказчиков, представьте, что было бы, если каждый выдвигал свои требования к потребительским свойствам и качеству товаров, работ и услуг. Типовые формы технического задания и государственного контракта, которые мы применяем, не позволяет завышать цены на товары и услуги и облегчает работу заказчикам, препятствует злоупотреблениям с их стороны и дисциплинирует поставщиков.

По наблюдениям Михаила Головушкина, централизация позволяет в максимальной степени обеспечить прозрачность и открытость проводимых процедур, а также снизить возможность закупки одноименных товаров, работ, услуг по значительно отличающимся ценам: заказчик вынужден более тщательно обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, когда он знает, что не он один заявитель в торгах и что у других заказчиков, ведомства и контролирующих органов могут возникнуть вопросы при попытке завышения начальной цены.

Госзаказчикам централизация торгов позволяет экономить и на других статьях расходов. "При размещении заказов через Главное управление организации торгов отпадает необходимость держать в штате специалистов соответствующего профиля, а это реальная экономия бюджетных средств", - объясняет руководитель Комитета ЖКХ региона Вячеслав Палагин.

Ключевую роль в обеспечении высокой прозрачности и открытости процедур, снижении издержек и сокращении коррупционных рисков, по мнению Михаила Головушкина, играют электронные торговые площадки. Эксперты считают главными преимуществами электронных торгов открытость, оперативность, удобство, эффективность и доступность для широкого круга поставщиков. Все эти факторы в совокупности положительно влияют на конкурентную среду, а следовательно, и на эффективность использования бюджетных средств. Поэтому доля электронных торгов постоянно растет. В госсекторе доля электронного аукциона в прошлом году составила более половины торгов (51,73%), особенно на уровне субъектов Федерации (46, 78%) от общего количества.

"Недостатками "бумажных" способов определения поставщика объективно являются: больше возможности для злоупотреблений (фальсификация, подмена, преждевременное вскрытие заявок, манипуляции заказчика при оценке заявок, что увеличивает возможность "привести своего поставщика"); увеличение издержек и трудозатрат на подготовку "бумажной" документации; снижение конкуренции из-за сложности подачи заявок участниками (доставка конверта с документами в установленное время и место); затруднение контроля и низкая прозрачность процедур, - говорит Михаил Головушкин. - На фоне этих минусов плюсы электронных способов закупок (в частности электронных аукционов) очевидны - это высокая прозрачность и открытость процедур; снижение издержек; сокращение коррупционных рисков; увеличение возможностей контроля и своевременности вмешательства со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Электронными площадками обеспечиваются: возможность подачи заявки 24 часа в сутки из любого региона; автоматизированный контроль заполнения заявок; анонимность подачи заявок, обезличенная оценка заявок, раскрытие информации о предложениях участников только в итоговом протоколе".

"Сегодня уже очевидно, что электронные процедуры более эффективны, чем "бумажные", - говорит генеральный директор ЕЭТП Антон Емельянов. -                             К сожалению, минэкономразвития в прошлом году не удалось инициировать принятие законопроекта об электронных конкурсах для госзакупок, хотя это позволило бы уже в этом году значительно повысить эффективность тех процедур определения поставщика, которые сегодня проводятся "в бумаге" и объем которых в России сегодня составляет более 50 процентов от общего объема закупок".

Централизация закупок вкупе с использованием ЭТП позволила Самарской области войти в ТОП-10 национального рейтинга прозрачности закупок 2014 года в категории "Государственные заказчики регионального уровня". По итогам работы за 2014 год Главное управление организации торгов по Самарской области разместило на ЕЭТП более 11 000 аукционов на общую сумму 26,6 млрд рублей. При этом более 95% от общего количества закупок управления было размещено в электронной форме.

Всего для Главного управления организации торгов по Самарской области силами ЕЭТП было организовано более 32 000 аукционов на общую сумму более 100 млрд рублей. Средний дисконт в ходе торгов Управления на ЕЭТП составил 7,35%, что позволило сэкономить региональной казне более 7 млрд рублей. Среднее количество поданных заявок на электронный аукцион управления - 3,23, а среднее количество ценовых предложений в ходе аукциона - более 16. Сегодня госзакупки проводятся практически по всем видам деятельности жизнеобеспечения и развития региона. Весомая доля аукционов приходится на такие жизненно важные для населения региона сферы, как здравоохранение и ЖКХ. "Электронные аукционы - это очень удобно, - говорит Елена Навехина, заместитель главврача по экономическим вопросам Тольяттинской городской клинической больницы N 5. - Мы закупаем все от медикаментов до хозтоваров только в электронной форме".