Эксперты предлагают отказаться от симуляции конкуренции в пользу борьбы с коррупцией.
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) и Антикоррупционного центра Высшей школы экономики считают действующее законодательство о закупках неэффективным из-за ориентации на конкуренцию в условиях фактического ее отсутствия. Приоритет же дешевизны закупок стимулирует добросовестных заказчиков к нарушениям ради качества поставок. Унификацию контрактных процедур в госзаказе и корпоративных закупках авторы считают неэффективной, предлагая отказаться от такого регулирования в пользу специализированного ради недопущения нарушений. В неконкурентных же сегментах вместо нынешней симуляции конкуренции, по их мнению, нужно добиваться от единственных поставщиков только обеспечения качества поставок.
Система регулирования госзакупок не обеспечивает реальной конкуренции и высокого качества поставок и нуждается в реформировании, говорится в совместном исследовании Центра принятия управленческих решений и Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?». Авторы — Алексей Конов, Иван Бегтин, Наталья Горбачева, Анастасия Добровольская и Ольга Маскалева — констатируют: госзакупки устроены «так, будто на большинстве рынков существует конкуренция сильных и качественных поставщиков». Однако в реальности госзакупки характеризуются доминированием небольшого числа крупных игроков, на которых приходится большая часть дорогих контрактов,— 5% всех поставщиков получает 83% всех средств, отмечают авторы со ссылкой на данные портала Единой информационной системы госзакупок в октябре; показатель же конкуренции за одну закупку устойчиво снижается.
Конкуренции препятствуют как объективно низкие спрос и предложение, так и консерватизм заказчиков в работе с проверенными поставщиками, коррупционные закупки и картельные сговоры самих поставщиков.
Появлению же новых игроков препятствуют сложные процедуры и возможность организации преследования (вплоть до уголовного — ФАС, например, наращивает свои «антикартельные» полномочия, см. “Ъ” от 2 декабря). При этом упор регуляторов на «конкурентность» закупок стимулирует даже добросовестных заказчиков к нарушениям и приводит к «недолжным закупкам». Авторы каталогизировали 100 основных способов обхода закона о госзакупках (см. “Ъ” от 12 апреля), отметив, что заказчиков в них чаще интересует возможность получения личной выгоды, а вот добросовестные участники прибегают к нарушениям в том числе для обеспечения качества закупки. Идеальный сценарий дешевой качественной поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей авторы считают «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер закупок много»,— в подавляющем большинстве случаев государству как заказчику приходится делать выбор между этими целями.
Более того, эксперты констатируют, что для решения уже накопленных проблем с коррупцией и общей неэффективностью закупок нужно развивать разработку специализированного регулирования рынков (ИТ-услуг, лекарств и медизделий, образования) в виде пилотных проектов. Успешные модели авторы предлагают внедрять в ФЗ-44 в качестве особого режима регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов. Другой поворот того же решения выглядит как создание единого кодекса закупок с «общей» и «особенной» (отраслевой) частями взамен нынешнего закона о госзакупках.
Отдельное регулирование авторы предлагают ввести для заведомо неконкурентных рынков, избавив поставщиков-монополистов от изображения конкурентных процедур. Вместо этого предлагается создать реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации, ввести внешнюю приемку результатов и упростить процесс обжалования некачественных поставок. Отметим, что Минфин уже занимается упрощением закупочного законодательства, ряд его инициатив также ориентирован и на усиление контроля качества поставок (например, введение универсальной предквалификации для поставщиков и электронного актирования на всех этапах закупки, см. “Ъ” от 3 декабря). Однако проблемы избыточного сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки» и обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судах.
Автор: Диана Галиева
Пресс-центр
-
02 марта 2023 Всероссийский онлайн-хакатон в сфере ML и маркетинга7-9 апреля 2023 года в рамках проекта «Росэлторг.Университет» пройдёт Всероссийский онлайн-хакатон RLT.Hack, организованный крупнейшим федеральным...
-
23 марта 2023 30 марта состоится XVII ежегодная конференция «Снабжение в нефтегазовом комплексе»30 марта 2023 года по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental, состоится семнадцатая еж...
-
22 марта 2023 Открыта регистрация на конференцию для поставщиков ИТ-отраслиДепартамент информационных технологий ПАО «ГМК «Норильский никель» объявляет о сборе заявок на участ...
-
22 марта 2023 «Росэлторг» проведёт консультацию для участников Всероссийского онлайн-хакатона RLT.Hack30 марта с 17:00 до 19:00 для участников Всероссийского онлайн-хакатона в сфере ML и марке...
-
14 марта 2023 Совет Федерации предлагает усовершенствовать контрактную систему госзакупокСенаторы внесли в Госдуму законопроект с поправками в 44-ФЗ о контрактной системе, направленными, в ...
-
13 марта 2023 Белоруссия реализует 18 импортозамещающих проектов при финподдержке РФ — премьер республикиБелоруссия приступила к практической реализации импортозамещающих проектов, которые финансируются за...
-
07 марта 2023 Правительство РФ в очередной раз временно подняло порог авансирования по госконтрактамПравительство РФ в очередной раз временно увеличило предельный размер аванса по госконтрактам. До ко...
Новости отрасли
Все-
23 марта 2023 30 марта состоится XVII ежегодная конференция «Снабжение в нефтегазово...30 марта 2023 года по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental, сост...
-
22 марта 2023 Открыта регистрация на конференцию для поставщиков ИТ-отрасли...Департамент информационных технологий ПАО «ГМК «Норильский никель» объявляет о с...
-
14 марта 2023 Совет Федерации предлагает усовершенствовать контрактную систему госза...Сенаторы внесли в Госдуму законопроект с поправками в 44-ФЗ о контрактной систем...
-
13 марта 2023 Белоруссия реализует 18 импортозамещающих проектов при финподдержке РФ...Белоруссия приступила к практической реализации импортозамещающих проектов, кото...