Минфин рассчитывает передать ФАС ответственность за инициированную службой разработку норм рейтинга деловой репутации поставщиков госзаказа, а также дальнейшие согласования его с ведомствами и рынком — такое предложение Минфин уже направил в правительство. Причиной вынужденного делегирования полномочий стали так и не устраненные службой замечания к рейтингу — в их числе создание избыточной нагрузки на поставщиков и фактическое отсутствие методологии для расчета рейтинга. Сами участники рынка в предлагаемой ФАС конструкции видят коррупциогенный фактор и угрозу конкуренции.
Минфин рассчитывает передать ФАС полномочия по разработке нормативно-правового акта, необходимого для запуска инициированного службой рейтинга деловой репутации (РДР) поставщиков по закону о контрактной системе (ФЗ-44), рассказали “Ъ” в ведомстве. Напомним, что ФАС настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков — в противовес действующему сейчас реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или исполнивших его с нарушениями. Минфин инициативу не поддерживал, ссылаясь на недоработки механизма, но в мае согласился включить возможность применения такого рейтинга в очередной «оптимизационный» пакет поправок к ФЗ-44, определив в законе РДР как совокупную оценку опыта поставщика. При этом ФАС должна была уточнить механизм формирования РДР и его цели (см. “Ъ” от 22 мая).
Появление в госзаказе нового рейтинга стало предметом дискуссии на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова в конце ноября, на нем Минфин получил поручение совместно с ФАС дополнительно проработать «предмет, цель и порядок применения рейтинга». Ранее замечания по инициативе поступили от Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве и Совета при президенте по кодификации гражданского законодательства. На необходимость доработки рейтинга указывал и Минфин.
Служба предлагает применять РДР в качестве критерия допуска поставщиков к торгам, для определения оценки при проведении конкурсных процедур и для снижения обеспечения исполнения контракта. При этом формироваться рейтинг участника будет на основе совокупной стоимости исполненных контрактов и их количества за семь лет, а в случае попадания поставщика в РНП или при исполнении контракта со штрафными санкциями предлагается применять к РДР понижающий коэффициент.
В Минфине указывают на недостаточность оценки деловой репутации исключительно на количественно-стоимостных показателях, ссылаясь на национальный стандарт оценки деловой репутации предпринимателей. Также ведомство беспокоит фактическое отсутствие методологии формирования рейтинга (отсутствие базы расчета, коэффициентов снижения рейтинга), что может повлечь ущемление прав участников закупок при использовании РДР в качестве критерия допуска к торгам. Не сняты и замечания Совета при президенте о применении двух рейтингов (РНП и РДР), что чревато избыточной нагрузкой на бизнес, указывают в министерстве. Применение рейтинга также нецелесообразно и для снижения размера обеспечения исполнения контракта, считают в финансовом ведомстве, это может привести к нарушению баланса интересов заказчиков, обязательства перед которыми не будут выполнены.
«Рейтинг не гарантирует успешного исполнения заключенного контракта и не позволит заказчику взыскать с поставщика денежную сумму в связи с неисполнением контракта, в том числе для возмещения ущерба»,— пояснили “Ъ” в ведомстве.
Поскольку Минфин не инициировал внедрение рейтинга, а правительство требует ускоренного принятия оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках, ведомство обратилось в правительство с предложением определить ФАС головным исполнителем при подготовке подзаконного акта о рейтинге при принятии «оптимизационного законопроекта». Де-факто министерство предлагает рассматривать «оптимизационный пакет» и идеи внедрения рейтинга отдельно. Так, ФАС предстоит самостоятельное согласование инициативы с заинтересованными ведомствами и экспертным и деловым сообществом.
Инициатива ФАС в действующей конструкции пока вызывает критику экспертов, поскольку несет риски конкуренции и рассматривается как коррупциогенный фактор. «Решение о допуске к торгам на основе стоимости заключенных контрактов приведет к концентрации госзаказа у крупнейших поставщиков. Более целесообразным был бы учет доли стоимости контрактов в выручке компаний, что обеспечило бы доступ малого бизнеса к госзакупкам»,— пояснил “Ъ” глава Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
Автор: Диана Галиева
Пресс-центр
-
21 декабря 2022 Сказочная история «Росэлторг.Бизнес»История главного заказчика новогодней поры — Деда Мороза. Совсем отчаявшись успеть купить все подарки к Новому году, он прибегнул к ...
-
27 января 2023 Изменение тарифа для процедур по реализации имущества, проводимых в секции «Коммерческие закупки» с 14.02.2023Уважаемые участники! С 14 февраля 2023 года в секции «Коммерческие закупки» изменяется тари...
-
23 января 2023 Госзаказчикам в новых субъектах РФ установили режим закупок у едпоставщикаДля госзаказчиков в новых субъектах РФ установлен режим закупок у единственного поставщика, следует ...
-
17 января 2023 Операторы ЭТП могут получить право взимать плату за «земельные» торги госимуществомОператоры электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для проведения госзакупок, ...
-
09 января 2023 Открыта регистрация участников торгов в ГИС Торги по продаже государственного и муниципального имуществаЕдиная автоматическая регистрация на 8 электронных площадках для участия в торгах После регистрац...
-
30 декабря 2022 Списание платы в секции "Имущественные торги"Уважаемые участники! С 09 января 2023 года на секции «Имущественные торги» будет добавлено взиман...
-
28 декабря 2022 Функционирование площадки с 31.12.2022 по 08.01.2023Информируем вас, что в период с 31.12.2022 по 08.01.2023 электронная площадка будет функционировать ...
Новости отрасли
Все-
23 января 2023 Госзаказчикам в новых субъектах РФ установили режим закупок у едпостав...Для госзаказчиков в новых субъектах РФ установлен режим закупок у единственного ...
-
17 января 2023 Операторы ЭТП могут получить право взимать плату за «земельные» торги ...Операторы электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для про...
-
09 января 2023 Открыта регистрация участников торгов в ГИС Торги по продаже государст...Единая автоматическая регистрация на 8 электронных площадках для участия в торга...
-
16 декабря 2022 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ...Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.0 ГИС Торги п...