Объем закупок на портале поставщиков Москвы вырос в I полугодии на 27%, до 14 млрд руб

Объем закупок на "Портале поставщиков" Москвы в первой половине текущего года составил 14 млрд рублей, что на 27% больше показателя аналогичного периода 2018 года, говорится в сообщении департамента Москвы по конкурентной политике.

"Более 160 тысяч контрактов заключили заказчики с субъектами малого предпринимательства при помощи портала поставщиков, - сказал заместитель мэра Москвы по экономической политике и земельно-имущественным отношениям Владимир Ефимов, слова которого приводятся в сообщении. - Это на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года".

По данным департамента, на долю региональных поставщиков пришлось 28% от общего количества контрактов, заключенных через портал поставщиков, и порядка 30% от их общего объема.

"В этом году наибольшее количество заключенных контрактов - 11 тысяч - пришлось на поставку медицинских товаров, - отметил Ефимов. - На втором месте оказались закупки на оказание образовательных услуг - 10,2 тысячи контрактов. Также в топ-3 закупок вошли компьютеры и оргтехника - около 6 тысяч контрактов".

"Портал поставщиков" Москвы предназначен для автоматизации закупок малого объема (до 300 тыс. рублей в настоящее время, до 100 тыс. рублей до 1 июля текущего года, могут осуществляться без проведения закупочных процедур, предусмотренных законодательством - ИФ). Сейчас возможности портала используют госзаказчики Москвы и ряда субъектов РФ, а также около 154 тыс. поставщиков из различных регионов страны.

По данным департамента Москвы по конкурентной политике, в прошлом году на портале было заключено около 280 тыс. контрактов на общую сумму 25 млрд рублей.

В сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (включая "Портал поставщиков" Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

В прошлом году руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей.

Весной текущего года были приняты масштабные поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые, в частности, увеличили ценовой порог для закупок малого объема до 300 тыс. рублей.

"Пороговое значение в 100 тысяч рублей сегодня не соответствует реалиям рынка", - отмечал ранее Ефимов.

В свою очередь гендиректор ЭТП "РТС-тендер" Владимир Лишенков прогнозировал, что повышение порога для закупок малого объема до 300 тыс. рублей не приведет к увеличению общего объема этого сегмента закупок. "При повышении порога для закупок малого объема уменьшится количество закупок без существенного изменения их суммы, при этом вырастет средняя сумма одного контракта, - говорил он. - Объем рынка не изменится, так как у госзаказчиков есть лимит на закупки малого объема, произойдет просто консолидация закупок".

Прежде гендиректор ЭТП "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антон Емельянов предлагал законодательно утвердить применение сервиса электронных магазинов заказчиками и увеличить лимит таких закупок, проводимых с помощью подобного сервиса, до 5 млн рублей.

"По мнению поставщиков и заказчиков, опробовавших сервис электронного магазина, его действие можно было бы распространить на контракты объемом до 5 млн рублей", - говорил Емельянов.

При этом он отмечал, что использовании сервиса обеспечивает, в частности, большую экономию по сравнению с традиционными закупочными процедурами - около 21% против 10-12%.

Стоит отметить, что регуляторы рассматривают направление малых закупок как одно из приоритетных для развития контрактной системы.

Так, Федеральное казначейство озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.

"Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, - говорила заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли".

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отмечала необходимость введения регулирование для закупок малого объема. "Развивать направление агрегаторов торговли необходимо, - говорил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. - В законе "О контрактной системе" должны быть нормы, регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава".

По словам заместителя руководителя ФАС Михаила Евраева, в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

Минфин РФ, со своей стороны, считает неправильным обязывать госзаказчиков осуществлять 100% закупок малого объема через агрегаторы торговли.

"Перевод всех федеральных заказчиков на агрегатор дал свои результаты - в плане выявления узких мест и вопросов, которые связаны с применением агрегатора, - отмечала руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Результаты работы агрегатора показывают, что в любом случае необходимо сохранение для заказчика возможности приобретения товара, работы, услуги без применения электронного магазина. Как функционал, как сервис агрегатор должен быть предоставлен, быть доступен заказчикам. Но все малые закупки, на все 100%, до копейки, завязать на агрегатор не получится. Маловероятно, что мы к этому придем. А если придем, то, скорее всего, вынуждены будем потом опять назад откручивать".