Объем закупок госкомпаний в I полугодии вырос на 11%, до 8 трлн руб.

Объем закупок госкомпаний в первой половине текущего года вырос на 11%, до 8 трлн рублей, говорится в отчете Минфина РФ о результатах мониторинга применения закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) в I полугодии 2019 года.

В отчете министерства отмечается, что за отчетный период субъекты 223-ФЗ заключили контракты на 8 трлн рублей против 7,2 трлн рублей в первой половине прошлого года.

Всего в I полугодии 2019 года закупки осуществляли 25,6% заказчиков (23,8 тыс.), обязанных проводить закупки в соответствии с 223-ФЗ (всего в Единой информационной системе в сфере закупок зарегистрировано 93 тыс. таких организаций.

"Как и по итогам 2018 года, продолжается снижение количества заказчиков, осуществляющих закупки, - подчеркивается в отчете Минфина. - Наибольшие показатели снижения отмечены среди заказчиков, являющихся государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия в совокупности превышает 50%, их дочерними хозяйственными обществами, а также дочерними хозяйственными обществами их дочерних хозяйственных обществ".

В отчетном периоде эти заказчики разместили в ЕИС 647 тыс. извещений о закупке на общую сумму 6,4 трлн рублей, что на 14,7% меньше, чем годом ранее. При этом большая часть этих закупок (76%), на 4,8 трлн рублей, проводилась "прочим способам". Еще 9% закупок (на 615 млрд рублей) были осуществлены у единственного поставщика.

В отчете Минфина отмечается, что в первой половине текущего года значительно снизилась доля закупок, проводимых способами, указанными в 223-ФЗ. Так, объем закупок в виде запроса котировок снизился на 92,5 % (до 4,6 млрд рублей против 61,8 млрд рублей в I полугодии 2018 года), в виде открытого аукциона - на 86,6% (288,5 млн рублей и 2,2 млрд рублей соответственно), электронного аукциона - на 85% (56 млрд и 372,5 млрд рублей), у единственного поставщика - на 80,6% (615 млрд рублей и 3,2 трлн рублей), "прочими способами" - на 35% (4,87 трлн рублей и 7,5 трлн рублей), открытого конкурса - на 20,5 % (187,6 млрд рублей и 236 млрд рублей).

В материалах министерства отмечается, что перераспределение в способах закупок произошло в пользу "прочих способов". "При этом стоимостной объем извещений о закупках "прочими" способами определения поставщика, который по итогам 2017 года, I полугодия 2018 года и 2018 года в среднем составлял 59,3% от общего стоимостного объема извещений, в I полугодии 2019 года составил 76%", - говорится в отчете Минфина.

Министерство на основании анализа положений о закупках госкомпаний считает, что порядок проведения "прочих" процедур закупки в целом не отличается от классических торгов, и "в большинстве случаев отнесение заказчиками способов закупки к "прочим" способам определения поставщика вероятнее всего является условным, поскольку основывается на многообразии вариантов наименований, видов, этапов и форм проведения".

В связи с этим Минфин намерен рассмотреть вопрос об унификации способов закупок и включении в 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов определения поставщика.

В материалах министерства отмечается также, что более половины всех закупок, около 55% (на 3,5 трлн рублей), субъекты 223-ФЗ проводили на электронных торговых площадках (ЭТП). Причем преимущественно на ЭТП, входящих в топ-10 площадок (всего закупки госкомпаний проводились на 68 ЭТП). На их долю в первой половине текущего года пришлось около 50% (3,2 трлн рублей) всех закупок госкомпаний.

В топ-ЭТП (по объему проведенных закупок) вошли "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП, 27%), "РТС-тендер" (26%), ЭТП Газпромбанка (ЭТП ГПБ, 11%), "Сбербанк-АСТ" (10%) и "Универсальная электронная торговая площадка" (7%).

В материалах Минфина отмечается, что субъекты 223-ФЗ в отчетном периоде сэкономили при проведении закупок 220 млрд рублей, что на 4% больше аналогичного показателя прошлого года. При этом относительная экономия составила 3,8% (2,8% годом ранее).