Об оптимизации контроля в сфере закупок

1 апреля 2019 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом предусмотрено внесение изменений в части осуществления контроля в сфере закупок.

Так, устанавливается, что контроль в сфере закупок, осуществляемый ФАС России, его территориальными управлениями, иными контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровней в отношении субъектов контроля, будет проводиться в едином порядке, который определит Правительство РФ. Этим порядком будут определены:

  • порядок организации, предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, порядок оформления их результатов (при организации и проведении проверок будет применяться риск-ориентированный подход в зависимости от субъекта контроля);
  • критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;
  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;
  • перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
  • порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
  • порядок использования ЕИС, а также ведения документооборота в ЕИС при осуществлении контроля.

Органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов контроля в сфере закупок муниципального уровня на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Уточнено, что только ФАС России может осуществлять контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

Органы внутреннего финансового контроля получают возможность проверять обоснование НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком не только в части информации, включенной в планы-графики.

Устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля, за исключением случаев, если такие полномочия возлагаются Президентом РФ, Правительством РФ или в рамках ведомственной централизации закупок. При этом уточняется, что в указанных случаях-исключениях предусматривается запрет на возложение на одно и то же должностное лицо полномочий по контролю закупок и обязанностей по планированию и осуществлению закупок, заключению и исполнению контрактов, а также приемку исполненных обязательств по контракту.

Деятельность контрольных органов будет оцениваться в соответствии с порядком, который будет определен Правительством РФ. Таким порядком будут установлены показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности органов контроля, а также порядок анализа указанных показателей и применения его результатов.

Скорректированы основания проведения внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок в части поступления информации о нарушениях – разграничены обращения участников закупок и обращения общественных контролеров, уточнен перечень источников информации о наличии признаках нарушения законодательства о контрактной системе, на основании которых может проводиться внеплановая проверка.

Вносится ряд поправок, направленных на исключение возможности злоупотреблений при обжаловании закупок.

Так, право обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки остается только за участниками закупок. Общественные объединения и общественные организации такого права лишаются. Изменения связаны с увеличением количества не зарегистрированных в качестве юридического лица и состоящих из минимально возможного в соответствии с законодательством количества физических лиц общественных организаций, целью которых является подача в контрольные органы необоснованных жалоб на действия заказчиков в целях затягивания сроков или срыва закупок. Также предусмотрено, что жалоба будет возвращаться подавшему ее участнику закупки в случае, если информация о нем, его учредителях или руководителях включена в реестр недобросовестных поставщиков, и жалоба подана в отношении закупки, в которой установлен запрет на участие лиц, сведения о которых содержатся в указанном реестре.

Изменения вступят в силу с 1 июля 2019 года.