28 декабря 2019 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) опубликован Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральным законом № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 63-ФЗ, согласно которым с 01.07.2020 вступят новые, более жесткие требования к аккредитации удостоверяющих центров, в том числе в части ужесточения требования к размеру собственных средств (капитала) – их должно быть не менее 1 млрд рублей или 500 млн рублей с одновременным присутствием филиалов и представительств организации в ¾ субъектов РФ, в части увеличения размеров финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, – максимальный размер 200 млн рублей. Максимальный срок аккредитации составит 3 года.
Будет изменен также порядок получения аккредитации удостоверяющими центрами, она станет двухэтапной. На 1 этапе заявление на аккредитацию будет рассматриваться Минкомсвязью России и в случае соответствия УЦ установленным требованиям заявление в целях проведения 2 этапа проверки будет перенаправлено для рассмотрения Правительственной комиссией, уполномоченной на принятие решений об аккредитации УЦ.
Помимо получения указанной аккредитации, позволяющей УЦ создавать и выдавать сертификаты заявителям, подтверждать владение ключом электронной подписи, проверять уникальность ключей проверки электронной подписи и осуществлять иные функции, обозначенные в законе, УЦ смогут получать отдельно аккредитацию на осуществление хранения ключа электронной подписи, то есть на осуществление деятельности, связанной с «облачной» электронной подписью. Получить такую аккредитацию смогут только аккредитованные УЦ, в том числе УЦ, одновременно подавшие заявление на получение обоих видов аккредитации после получения аккредитации на создание и выдачу сертификатов. Порядок получения аккредитации для хранения такой же, как для аккредитации на создание и выдачу сертификатов. Отказ в аккредитации на хранение не повлечет отмену аккредитации УЦ на создание и выдачу сертификатов.
Аккредитованным УЦ предоставляется право наделять третьих лиц (доверенных лиц) полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки ЭП, а не только по их вручению. Доверенные лица должны будут идентифицировать заявителя при личном присутствии. Аккредитованные УЦ смогут проводить удаленную идентификацию заявителей – подтверждение с применением КЭП с действующим сертификатом, либо по информации из загранпаспорта гражданина РФ с электронного носителя с персональными данными владельца паспорта, в том числе биометрическими, либо с применением ЕСИА и единой биометрической системы. При отказе заявителя от использования шифровальных (криптографических) средств для идентификации заявителя УЦ будет обязан отказать в идентификации.
Квалифицированный сертификат должен будет содержать идентификатор, однозначно указывающий на то, что идентификация заявителя при выдаче сертификата ключа проверки ЭП проводилась либо при его личном присутствии, либо без его личного присутствия одним из указанных способов.
Вводится запрет на установление иных, кроме предусмотренных в 63-ФЗ, ограничений признания усиленной КЭП.
Средства электронной подписи должны будут визуализировать ЭП, в том числе информацию о том, что документ подписан ЭП, номер ЭП, владелец и период действия сертификата.
Особыми полномочиями наделяются аккредитованные УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства, УЦ Банка России.
С 01.01.2022 УЦ ФНС России наделяется исключительными полномочиями по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, получающих квалифицированную электронную подпись для применения в правоотношениях кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций (полномочия по выдаче таких подписей возлагаются на УЦ Банка России), а также кроме лиц, замещающих государственные должности РФ или субъектов РФ, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и иных организаций (полномочия по выдаче квалифицированных электронных подписей указанным лицам возлагаются на УЦ Федерального казначейства).
В качестве владельца ключа проверки ЭП при выдаче сертификата юрлицу будет указываться только физлицо, имеющее право действовать от имени такого юрлица без доверенности.
При этом выдавать квалифицированные сертификаты только физическим лицам без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц смогут все аккредитованные УЦ, в том числе УЦ–юридические лица. Аккредитация УЦ, полученная ими до дня вступления в силу Федерального закона № 476-ФЗ, будет действовать до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 01.01.2022.
Квалифицированные сертификаты, выданные УЦ, аккредитованными до дня вступления в силу Федерального закона№ 476-ФЗ, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их УЦ либо не более чем до 01.01.2022.
Подтверждение полномочий лиц, действующих от имени юридических лиц или ИП, в соответствующих правоотношениях будет осуществляться путем предоставления доверенности на данное лицо, выданной представителем юрлица, действующим без доверенности, или физлицом-ИП соответственно, подписанной выданной УЦ ФНС КЭП, владельцем которой является физлицо, имеющее право действовать от имени лица без доверенности, или зарегистрированное в качестве ИП соответственно.
С 01.01.2021 доверенности будут оформляться в соответствии с установленными требованиями с соблюдением ГК РФ в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, Банком России. Если формы не будут определены – нужно будет применять форму доверенности, размещенную Минкомсвязью России на портале госуслуг. Все формы доверенностей должны будут соответствовать единым требованиям, определяемым Минкомсвязью России. Организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены доверенностей будут установлены Правительством РФ.
Вводится понятие «доверенной третьей стороны», которая будет оказывать услуги по подтверждению действительности электронных подписей в электронных документах, фактов действительности на определенный момент времени, фактов наличия у УЦ аккредитации на дату выдачи сертификата, проверке сертификатов требованиям 63-ФЗ, полномочий участников электронного взаимодействия, по созданию квитанции с результатом проверки и хранению этих данных. Требования к ДТС будут утверждены Минкомсвязью России, а требования к размеру собственных средств ДТС аналогичны требованиям к аккредитованным УЦ. Аккредитация ДТС осуществляется Минкомсвязью России в один этап на срок не более 3 лет.
Закрепляются полномочия Минкомсвязи России по осуществлению федерального государственного надзора в сфере электронной подписи. Проверки будут проводиться в отношении аккредитованных УЦ и ДТС только во внеплановом порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вводится уголовная ответственность в отношении аккредитованных УЦ, их работников, доверенных лиц и их работников за несоответствие требованиям 63-ФЗ.
Пресс-центр
-
02 марта 2023 Всероссийский онлайн-хакатон в сфере ML и маркетинга7-9 апреля 2023 года в рамках проекта «Росэлторг.Университет» пройдёт Всероссийский онлайн-хакатон RLT.Hack, организованный крупнейшим федеральным...
-
17 марта 2023 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ версии 2.1Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.1 ГИС ТОРГИ ПО ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВ...
-
17 марта 2023 Совершенствование механизма закупочных процедур товаров и услуг у белорусских поставщиковВ связи с постоянно растущей потребностью российского рынка в качественной продукции и услугах и заи...
-
03 марта 2023 Казначейское сопровождение могут ввести для госконтрактов в рамках бюджетных кредитов субъектам РФЗаконопроект, предусматривающий введение казначейского сопровождения для госконтрактов, финансирован...
-
28 февраля 2023 Госдума РФ может весной рассмотреть поправки о распространении правила «второй лишний» на все госзакупки — депутатГосдума РФ рассчитывает уже в эту весеннюю сессию рассмотреть законопроект, предусматривающий распро...
-
22 февраля 2023 Операторы ЭТП смогут с марта взимать плату за «земельные» торги госимуществомОператоры электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для проведения госзакупок, ...
-
22 февраля 2023 Регуляторы РФ одобрили законопроект о закупке софта в «электронных магазинах» ЭТП на сумму до 50 млн руб. — источникПрофильные регуляторы одобрили проект поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), принятие ко...
Новости отрасли
Все-
17 марта 2023 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ...Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.1 ГИС ТОРГИ П...
-
03 марта 2023 Казначейское сопровождение могут ввести для госконтрактов в рамках бюд...Законопроект, предусматривающий введение казначейского сопровождения для госконт...
-
28 февраля 2023 Госдума РФ может весной рассмотреть поправки о распространении правила...Госдума РФ рассчитывает уже в эту весеннюю сессию рассмотреть законопроект, пред...
-
22 февраля 2023 Операторы ЭТП смогут с марта взимать плату за «земельные» торги госиму...Операторы электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для про...