Об изменениях Федерального закона № 44-ФЗ в части оптимизации, упрощения, сокращения сроков процедур осуществления закупок

3 июня 2019 г. на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минфином России размещен текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части оптимизации, упрощения, сокращения сроков процедур осуществления закупок, в том числе при планировании, применении способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Ссылка на страницу общественного обсуждения текста законопроекта: https://regulation.gov.ru/projects#npa=88766.

Общественное обсуждение текста проводилось с 3 по 17 июня 2019 г.

Законопроектом предусмотрено внесение ряда изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, согласно которым в том числе предлагается:
• по причине избыточности исключить из закона укрупненные цели осуществления закупок (фактически подобная классификация целей в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрена классификацией расходов бюджетов, в том числе в рамках целевых статей); статью, регламентирующую обоснование закупок; обязанность публикации в ЕИС нормативных правовых актов в рамках национального режима закупок в течение 3 дней с даты их официального опубликования, а также перечень иностранных государств, с которыми у РФ заключены международные договоры и условия применения национального режима закупок (данное изменение уже учтено в Федеральном законе от 27.06.2019 № 152-ФЗ);
• в целях упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок существенно сократить положения, устанавливающие требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами. Так, устанавливаются единые требования к содержанию извещения, документации об осуществлении закупок всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках. Также предлагается исключить необходимость дополнительного составления документации о закупке, предусмотрев расширение информации, включаемой в извещение об осуществлении закупки, и документов, прилагаемых к такому извещению;
• установить порядок аккредитации участников закупок, зарегистрированных в ЕИС, на специализированной электронной площадке, а также порядок ведения ее оператором реестра участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в целях участия в закрытых конкурентных процедурах закупок. Также определяется порядок направления участниками закупок документов, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям к участникам, в целях участия в закрытых закупках с такими требованиями;
• регламентировать порядок внесения изменений в документы, загруженные участниками в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, и в реестр участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, а также включить положение, определяющее участника закупки ответственным за достоверность и соответствие законодательству загруженных в указанные реестры документов;
• расширить перечень органов и организаций, в отношении закупок которых допускается централизация закупок, за счет включения бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
• в целях обеспечения возможности оперативного внесения изменений в перечень банков, в которых участниками закупок могут быть открыты специальные счета, возложить полномочия по ведению данного перечня Минфином России;
• в целях обеспечения конфиденциальности информации о закупках для обеспечения деятельности судей и судебных приставов расширить перечень объектов закупок, при которых допускается применения закрытых конкурентных способов, и направлено на устранение существующего пробела, связанного с невозможностью закупки комплекса услуг по ремонту, содержанию и уборке помещений, в том числе прилегающих территорий, а также перевозке как пассажиров, так и грузов, багажа;
• комплексное совершенствование порядка проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе при планировании таких закупок, подготовке и предоставлении документации о таких закупках, проведении закупочных процедур. Также предусматривается установление порядка согласования проведения закрытых «бумажных» конкурсов и аукционов (в случае закупок с гостайной) и закрытых электронных процедур, а также направления приглашений о принятии участия в таких закупках, подачи заявок на участие в них и заключения контрактов по результатам их проведения;
• в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты соответствующей информации ввести новый случай применения закрытых конкурентных способов при осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, ракет-носителей, разгонных блоков, комических аппаратов;
• в целях обеспечения оперативности закупок Минобороны России дополнить перечень случаев закупок у единственного поставщика закупкой товаров, работ, услуг, включенных в утверждаемый руководителем данного органа власти перечень, в целях выполнения специальных задач. При этом сведения о контрактах, заключенных в данном случае, а также в случае закупок российских вооружения и военной техники у единственного поставщика,  в случаях осуществления закрытых закупок Минобороны, ФСБ, их подведомственных учреждений и предприятий и закупок на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) не будут доступны в открытой части реестра контрактов для ознакомления;
• признать утратившими силу положения закона Федерального закона № 44-ФЗ, которыми определены временные положения в части применения закона и наличие которых в настоящее время не актуально в связи с истечением срока применения.