Об изменениях в 44-ФЗ в части обеспечения исполнения контрактов 

27 декабря 2018 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом № 502-ФЗ существенно скорректированы положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие порядок обеспечения исполнения контрактов.

Так, в настоящее время поставщик в ходе исполнения контракта вправе предоставить новое обеспечения исполнения контракта в размере, уменьшенном пропорционально исполненным обязательствам по контракту, что вызывает многочисленные вопросы в части реализации такой возможности поставщика при исполнении контрактов, в которых отсутствует поэтапная разбивка выполнения обязательств, а также в части отсутствия у поставщика возможности изменить способ предоставленного обеспечения без его пропорционального уменьшения в связи с отсутствием этапов исполнения контракта.

В соответствии с изменениями поставщикам будет предоставлено право изменить в ходе исполнения контракта способ такого обеспечения, как с возможностью одновременного предоставления нового уменьшенного обеспечения в случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, так и без нее.

При этом вводятся новый порядок и случаи такого уменьшения размера обеспечения исполнения контракта. 

Так, согласно поправкам в статью 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов (при заключении и изменении контракта) будет включаться информация не только о цене контракта и сроке его исполнения в целом, но и в отношении каждого отдельного этапа его исполнения, будут указываться цена каждого этапа и срок его исполнения.

Как только в реестр контрактов заказчиком будут внесены сведения об исполнении отдельного этапа контракта, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть уменьшен пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
 
При этом если в качестве обеспечения поставщиком предоставлялась банковская гарантия, заказчик утратит право требования уплаты в полном объеме, датой отказа от части прав по банковской гарантии будет считаться дата включения в реестр контрактов сведений об исполнении отдельного этапа контракта, а заказчик сможет требовать уплаты по гарантии только в размере, рассчитанном после внесения таких сведений. 

В случае, если поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта были внесены денежные средства на указанный заказчиком счет – заказчик должен будет возвратить разницу после произведенного перерасчета обеспечения исполнения контракта.

Однако уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет возможно только при отсутствии неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек и в случае наличия исполненных поставщиком и принятых заказчиком обязательств в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом. 

При этом Правительству РФ предоставляется право определить в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ случаи, когда уменьшение обеспечения исполнения контракта не будет возможно.

Заказчики будут обязаны включать в контракты условие о сроках возврата заказчиком поставщику соответствующей части денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в предусмотренном порядке.

Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ закрепляется порядок действий поставщиков в случае, если у банка, предоставившего банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В таком случае поставщик должен будет в течение 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком предоставить новое обеспечение исполнения контракта, в том числе уменьшенного в соответствии с новыми нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

Все поправки, касающиеся возможности уменьшения обеспечения исполнения контракта будут применяться к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года, однако по соглашению сторон контракта могут быть распространены на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 года, либо контракта, заключенного по результатам закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 1 июля 2019 года.

Помимо этого в статьи 37 и 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ вносятся изменения, уточняющие, что применение антидемпинговых мер в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет не более 15 млн рублей, осуществляется в следующем порядке: либо предоставляется обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере, либо информация о добросовестности участника, но с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в однократном размере, предусмотренном документацией о закупке. До настоящего времени уточнения о внесении обеспечении в однократном размере в законе не содержится, что вызывает массу вопросов о правомерности его требования с поставщиков.

Также следует отметить еще одно важное изменение: требование о предоставлении обеспечения заявок не будет распространяться не только на казенные, но и на все государственные и муниципальные учреждения, а значит не только казенные, но и бюджетные и автономные учреждения, выступающие в качестве поставщиков, будут освобождены от такой обязанности. 

Кроме того, вводится положение, определяющее, что используемое в Федеральном законе № 44-ФЗ понятие «банковская гарантия» должно пониматься в значении, указанном в Гражданском кодексе РФ. Так, статьей 368 Гражданского кодекса РФ определены понятие и основные требования к форме независимой гарантии, разновидностью которой и является банковская гарантия, – независимая гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией.

Следует также отметить, что законопроектом предусмотрены корректировки статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ в части обязанности заказчика проводить экспертизу исполненных обязательств по контракту, устраняющие следующий правовой пробел. 

Так, после внедрения электронных процедур и регламентации новых случаев заключения контрактов с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся электронных процедур, оказалось, что такие случаи не были учтены в перечне исключений из обязанности заказчика проводить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (по аналогии с «бумажными» несостоявшимися процедурами). 

Большое количество заказчиков столкнулось с проблемой проведения такой экспертизы в связи с тем, что привлечение экспертов должно осуществляться на основании контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, для чего требовалось как дополнительное время, что влечет риски затягивания сроков приемки обязательств, так и выделение денежных средств на такие закупки, что в условиях планирования закупок представляется проблематичным. 

Законопроектом также предусмотрено еще одно важное изменение. 

Заказчикам предоставляется возможность до 1 октября 2019 г. изменить по соглашению сторон цену заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения ставки НДС после 1 января 2019 г., если такая ставка не была учтена в контракте заранее. При этом государственные и муниципальные заказчики, как получатели бюджетных средств, не могут при внесении таких изменений допустить превышение доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с изменениями вводится новый случай осуществления закупки у единственного поставщика – закупка услуг по изготовлению бланков удостоверений личности, в том числе временных, свидетельств ЗАГСа, как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства. В указанном случае не придется обосновывать цену контракта и его существенные условия.