О запрете на закупку программно-аппаратных комплексов систем хранения данных иностранного происхождения

7 мая 2019 г. на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минпромторгом России размещен проект постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ссылка на страницу общественного обсуждения уведомления: https://regulation.gov.ru/projects#npa=91138.

Общественное обсуждение уведомления проводится с 7 по 21 мая 2019 г.

Проектом постановления Правительства предлагается в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, в том числе используемой при реализации национальных проектов (программ), установить на 2 года с даты вступления в силу соответствующего акта запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных иностранного происхождения в отношении товаров, включенных в код ОКПД2 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных». 

Такой запрет будет действовать в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после вступления в силу соответствующего постановления и не будет распространяться на закупки заказчиков, осуществляющих свою деятельность не территории иностранных государств.

Проектом постановления предусматривается ряд условий в отношении закупок таких товаров:
• подтверждением страны происхождения такого товара будет являться заключение Минпромторга России;
• исполнителем соответствующих контрактов смогут быть российские организации с суммарной долей прямого ‎и (или) косвенного участия российских организаций без преобладающего иностранного участия, граждан РФ в размере более ‎50 %;
• исключительное право на такой товар на территории РФ при участии в закупке и исполнении контракта должно принадлежать гражданину РФ и (или) российской организации, в которой суммарная доля участия российских организаций без преобладающего иностранного участия, граждан РФ составляет 100 %;
• при исполнении контракта обязательства финансового характера исполнителя не должны будут ‎в совокупности превышать 49% от указанных финансовых обязательств перед иностранной коммерческой компанией и (или) иностранным гражданином (конечным бенефициаром (выгодоприобретателем). Под выгодоприобретателями здесь понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно более чем 10 % голосующих акций либо не менее чем 10-процентной долей уставного капитала;
• заказчикам предоставляется право одностороннего расторжения контракта, если в ходе исполнения контракта станет известно, что исполнитель предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать исполнителем контракта.

В пояснительной записке к проекту акта отмечается, что предлагаемые меры направлены на защиту внутреннего рынка РФ, развитие национальной экономики и поддержку российских товаропроизводителей, в том числе при реализации национальных проектов (программ). В рамках членства в ВТО у РФ отсутствуют обязательства в отношении государственных закупок. В связи с этим в данной области регулирования сосредоточен потенциал для создания и развития производства устройств хранения данных на территории РФ путем установления запретов допуска иностранной продукции. Рынок данной продукции в РФ сформирован и представлен российскими производителями вычислительной техники (ООО «ДЕПО Электроникс», ООО «НЦИ», ООО «КНС Групп» (Компания Ядро), ‎АО «Т-платформы», АО «МЦСТ», АО «Крафтвэй Корпорэйшн Плс», ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука», АО «Байкал Электроникс», АО «НИИМЭ», АО НПЦ «Элвис»), что позволит обеспечить соответствующее качество и необходимые объемы поставок для государственных и муниципальных нужд.