О внесении в Госдуму законопроектов об установлении уголовной и административной ответственности за заведомо ложные экспертные заключения в сфере закупок 

22 июня 2018 г. Правительством РФ внесены в Государственную Думу подготовленные Минюстом России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года (№ Пр-299 от 16 февраля 2016 года, подпункт «в» пункта 3) проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (законопроект 1);

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( законопроект 2);

«О внесении изменении в статьи 41 и 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» (законопроект 3),

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Правительства РФ (http://government.ru/activities/selection/301/32984/), действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. К проведению экспертизы результатов выполнения контрактных обязательств заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации по контрактам, заключённым в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

Также заказчик вправе привлекать экспертов и экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах.

Частью 7 статьи 41 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация и её должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством. Однако в уголовном законодательстве, в законодательстве об административных правонарушениях корреспондирующие этой норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствуют.

Представление заведомо ложного экспертного заключения способствует совершению других, более опасных деяний, в частности, хищений в сфере госзакупок, ответственность за совершение которых в зависимости от обстоятельств наступает по статьям главы 21 УК РФ. Кроме того, дача заведомо ложного экспертного заключения в этой сфере правоотношений может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, например, в случае, когда предметом экспертизы являются лекарственные средства.

Законопроектом 1 предлагается дополнить КУ РФ новой статьей 200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предусмотрены также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения следователей Следственного комитета полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.

В проектируемой норме УК РФ ответственность дифференцируется в зависимости от характера наступивших последствий. Так, по части первой статьи 200.6 УК РФ ответственность будет наступать за дачу экспертом заведомо ложного экспертного заключения, если это повлекло причинение крупного ущерба; по частям второй и третьей – за то же деяние, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух или более лиц соответственно.

Законопроектом 2 предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 7.32 6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в ряд статей КоАП РФ.

В качестве меры ответственности за административное правонарушение в этой сфере предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц – штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Согласно части 5 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ результаты экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству. Однако требования к оформлению результатов экспертизы, проводимой на основании статьи 58 Федерального закона №44-ФЗ, не установлены.

Законопроектом 3 предлагается установить единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде заключения, которое подписывается экспертом либо уполномоченным представителем экспертной организации.

Цель предлагаемых законопроектов – предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также хищения при госзакупках.

Законопроекты были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства РФ 21.06.2018 г.