О совершенствовании правового регулирования сферы электронных подписей

5 июля 2019 г. на рассмотрение в Государственную Думу были внесены два проекта федеральных законов:
№747528-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи»;
№ 747631-7 «О внесении изменений в федеральные законы "Об электронной подписи", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля" и "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"».

Указанными законопроектами предлагается внести изменения в законодательство в сфере электронной подписи.

Первый законопроект содержит поправки в части усиления требований к аккредитации удостоверяющих центров (УЦ) и их деятельности. 

Так, устанавливаются высокие пороги капитала УЦ (1 млрд рублей) и страховой ответственности (100 млн рублей), меняется порядок и сокращается срок аккредитации УЦ (до 3 лет), исключительные полномочия по выдаче квалифицированных сертификатов определенным категориям лиц предоставляются ФНС России, Банку России и Казначейству России.

Также предусматривается, что аккредитованный УЦ для проведения идентификации физических лиц в аккредитованном УЦ на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия посредством сети «Интернет» должен безвозмездно обеспечивать физические лица шифровальными (криптографическими) средствами, позволяющими обеспечить безопасность передаваемых данных от угроз безопасности, актуальных при обработке биометрических персональных данных.

Устанавливаются порядки использования квалифицированной электронной подписи (ЭП) при участии в правоотношениях физического лица, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, или государственных органов и органов местного самоуправления, а также в государственных информационных системах.

Так, например, предлагается при участии в правоотношениях юридических лиц: 
• применять квалифицированную ЭП юридического лица, сертификат которой выдан УЦ ФНС России и в качестве владельца которой указано физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, а также квалифицированную ЭП указанного физического лица, сертификат которой создается и выдается аккредитованным УЦ;
• считать электронный документ подписанным со стороны соответствующего юридического лица его представителем, действующим от его имени без доверенности в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае подписания его обеими указанными ЭП с действующими сертификатами;
• если от имени юридического лица действует его должностное лицо, не являющееся уполномоченным на действия от имени юридического лица без доверенности, то документ будет подписываться квалифицированной ЭП физического лица, являющегося таким представителем юридического лица, и одновременно представляется доверенность от руководителя представителя юридического лица, действующего от его имени без доверенности, подписанная обеими квалифицированными ЭП, выданными УЦ ФНС России юридическому лицу и аккредитованным УЦ лицу, действующему от имени юридического лица без доверенности.

Предполагается, что УЦ Банка России будет осуществлять выдачу квалифицированных сертификатов электронных подписей при участии в правоотношениях кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, например, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, ломбардов и иную деятельность в сфере финансовых рынков.

Выдачу квалифицированного сертификата аккредитованным УЦ предлагается осуществлять на безвозмездной основе или за установленную УЦ плату при условии, что размер такой платы должен не будет превышать предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство РФ.

Законопроектом предлагается создание института доверенных третьих сторон, которыми будут являться федеральные органы и (или) организации, уполномоченные осуществлять деятельность по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи и осуществление их вручения, по проверке электронных подписей в электронных документах в фиксированный момент времени и документально подтверждать результаты такой проверки. Определены также требования к аккредитации доверенных третьих сторон.

Кроме того, предусматривается выведение из-под действия Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановых проверок соблюдения аккредитованными УЦ и доверенными третьими сторонами требований законодательства в сфере электронной подписи.

Второй законопроект является доработанной по итогам обсуждения с бизнес-сообществом версией первого законопроекта, из которого изъяты положения о предоставлении ФНС России и Банку России исключительных полномочий по выдаче квалифицированных сертификатов электронных подписей в отношении соответствующих категорий лиц, а аккредитованными УЦ признаются только УЦ, получившие аккредитацию в Минкомсвязи России, и Казначейство России. Также в этой версии исключены положения о подписании электронного документа двумя видами электронной подписи, о безвозмездности выдачи квалифицированного сертификата.

18.07.2019 в отношении второго законопроекта профильным комитетом - Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку, выло принято решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, – при внесении не было представлено заключение Правительства РФ по законопроекту.

Первый же законопроект будет рассмотрен Государственной Думой в первом чтении в осеннюю сессию.