О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции в РФ

19 июля 2019 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Указанным постановлением предусмотрено создание единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также утверждение правил формирования и ведения такого реестра, в соответствии с которыми Минпромторг России будет осуществлять ведение такого реестра. Данными правилами определены:
• порядок формирования реестровой записи, порядок и сроки включения радиоэлектронной продукции в реестр и исключения ее из него, в том числе при направлении заявлений на включение или исключение продукции;
• порядок присвоения и подтверждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, порядок включения такого оборудования в реестр и его исключения из реестра, включая требования к заявителю и оборудованию, перечень и правила предоставления документов, предоставляемых вместе с заявлением о присвоении статуса или о подтверждении соответствия оборудования установленным требованиям, а также сроки и порядок рассмотрения и проверки заявлений для подтверждения статуса о соответствии или о не соответствии оборудования установленным требованиям, порядок повторной подачи заявлений и их рассмотрения и порядок включения в реестр оборудования, которому статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения присвоен до вступления в силу постановления;
• порядок доступа к реестру и к сведениям, содержащимся в нем, порядок опубликования Минпромторгом России принятых решений в рамках утвержденных правил.

Формы соответствующих заявлений, порядка проверки оборудования в рамках выездных мероприятий будут приняты Минпромторгом в течение 2 месяцев. Формирование и ведение реестра должны быть обеспечены с 01.09.2019, а с 01.01.2020 должна быть обеспечена возможность осуществления любых действий в реестре исключительно в электронном виде. Направление и получение заявлений, уведомлений и решений с 01.01.2020 будет осуществляться через государственную информационную систему промышленности. До 01.01.2020 Минпромторг России также должен будет утвердить:
• требования по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования;
• методику оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
Согласно опубликованному постановлению с 01.09.2019 утратит силу постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», его положения будут применяться только в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС, приглашения принять участие в которых направлены до 01.09.2019. При этом с указанной даты заработают новые правила закупок иностранной продукции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, действие которых ограничено сроком в 2 года.

Согласно новым правилам заказчик должен будет отклонять все заявки с предложениями о поставке иностранной радиоэлектронной продукции при условии, если не менее 2 заявок будут содержать предложения о поставке продукции из реестра и при этом не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц по признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения и документации о закупке будет являться декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

При этом ограничение на допуск иностранной продукции нельзя будет устанавливать при отсутствии в реестре продукции соответствующего класса (функционального назначения) либо несоответствующей необходимым заказчику требованиям по функциональным, техническим или эксплуатационным показателям. В этом случае заказчик должен будет подготовить и разместить одновременно с извещением о закупке обоснование невозможности соблюдения ограничения допуска иностранной радиоэлектронной продукции к закупкам для государственных и муниципальных нужд. Порядок подготовки такого обоснования также утвержден опубликованным постановлением и определяет случаи подготовки обоснования, перечень содержащейся в нем информации, порядок его подготовки и утверждения заказчиком. При этом предусмотрено, что Правительством РФ будет установлен порядок размещения заказчиком обоснования в ЕИС.

Кроме того, Постановлением № 878 утвержден новый перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который в том числе включено оборудование компьютерное, электронное и оптическое, электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура, батареи и аккумуляторы, кабели волоконно-оптические, электронные и электрические провода и кабели, арматура кабельная, реле управления, оборудование электрическое осветительное.

Оборудование и аппаратура для производства полупроводниковых слитков , пластин, устройств, электронных интегральных микросхем, плоскопанельных дисплеев и части такого оборудования.

При осуществлении закупок ограничение допуска иностранной продукции можно будет устанавливать только в случае, если в предмет контракта входит исключительно продукция из указанного перечня. В процессе исполнения контракта, в рамках которого поставляется радиоэлектронная продукция из реестра нельзя будет заменить ее на радиоэлектронную продукцию, не содержащуюся в перечне и не включенную в реестр.

Также для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, Минпромторгом России совместно с Минфином России и ФАС России будет определен порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком.

Кроме того, предусмотрено, что новые правила, за исключением порядка определения НМЦК, не будут применяться в случаях, когда извещение о закупке размещено до даты вступления в силу постановления (27.07.2019), когда закупка осуществляется заказчиками на территории иностранного государства путем проведения запроса котировок для обеспечения их деятельности, а также в случаях осуществления закупок в рамках реализации программ приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия - Юго-Восточная Финляндия», «Россия – Латвия», «Россия – Литва», «Россия – Польша», «Россия – Эстония», «Интеррег. Регион Балтийского моря» (для подтверждения принадлежности закупки к таким программ потребуется заключение Минпромторга России).

Согласно опубликованному постановлению изменения вносятся постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», определяющее приоритет российской продукции при осуществлении закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. 

Так, согласно изменениям при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции:
• путем проведения конкурса или иным способом с аналогичным порядком проведения – оценка и сопоставление заявок с предложениями о поставке продукции, включенной в реестр, по стоимостным критериям проводится по предложенной в заявке цене договора, сниженной на 30%, при этом договор заключается по предложенной в заявке цене;
• путем проведения аукциона или иным способом с аналогичным порядком проведения в случае, если заявка победителя содержит продукцию, не включенную в реестр, договор с победителем заключается по цене, сниженной на 30%;
• путем проведения аукциона или иным способом с аналогичным порядком проведения в случае, если процедура после снижения начальной цены до нуля проводилась на право заключения договора и заявка победителя содержит продукцию, не включенную в реестр, договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 30%.