Не аккредитованным ЭТП выполнение требований по доступу к проведению госзакупок может обойтись в 300 млн руб.

Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС - Доступ не аккредитованных электронных торговых площадок (ЭТП) к организации закупок в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) будет стоить таким ЭТП более 300 млн рублей, заявил "Интерфаксу" источник на рынке, знакомый с оценками экспертов.

"Площадкам, которые ранее не проходили отбор на доступ к организации госзакупок и, соответственно, к которым не предъявлялось каких либо требований по организации закупок, сейчас функционируют по собственным правилам и критериям, - сказал источник. - По грубой оценке, им потребуется не менее 300 млн рублей инвестиций для того, чтобы начать соответствовать тем требованиям, по которым работают аккредитованные по 44-ФЗ площадки".

В настоящее время никаких ограничений по числу ЭТП, которые могут выступать организаторами закупок в рамках 44-ФЗ. Единственное условие - соответствие требованиям, которые будут предъявляться таким площадкам.

Заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Артем Гриненко рассказал в ходе конференции-семинара "Последние изменения в законодательстве о контрактной системе" в Москве, что представители более 10 крупнейших российских ЭТП были приглашены на совещание в Минфине по вопросу подготовки требований к площадкам, работающим в рамках 44-ФЗ.

По словам источника, по итогам совещания было образовано две рабочие группы. Одна будет заниматься проработкой требований к ЭТП, а другая - проработкой интеграционного взаимодействия площадок с Единой информационной системой (ЕИС) в области закупок.

Гендиректор "РТС-тендер" Владимир Лишенков рассказал "Интерфаксу", что до 31 января ЭТП должны предоставить консолидированное предложение по требованиям к операторам площадок на основе требований, которые ЭТП в конце 2016 года направляли в ФАС России. На основе этого документа Минфин должен будет подготовить ряд нормативно-правовых актов по регулированию ЭТП. В их числе единые требования функционирования площадок, включая финансовую модель, дополнительные требования к операторам по 44-ФЗ, дополнительные требования к операторам по 223-ФЗ и дополнительные требования к операторам торгов по приватизации.

По словам В.Лишенкова, к концу марта Минфин должен подготовить проект нормативно-правового акта о единых требованиях функционирования площадок, включая финансовую модель работы ЭТП. По его мнению, наиболее вероятным вариантом взимания платы станет некая комиссия в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

"Площадки выступают против взимания платы с заказчиков, - сказал "Интерфаксу" гендиректор "Единой электронной торговой площадки" (ЕЭТП) Антон Емельянов. - По опыту рынка корпоративных закупок, регулируемых 223-ФЗ, наиболее подходящим способом является фиксированная плата с победителя торгов. Размер этой платы составляет менее 0,5% от НМЦК и взимается она именно с победителей торгов - то есть, тот участник закупки, который проиграл в ходе торгов - участвует бесплатно. Другие финансовые модели существенно сказываются на уровне конкуренции, и в целом - снижают ее".

В.Лишенков рассказал также, что в мае документы с этими требованиями Минфин должен представить всем ЭТП на ознакомление. После этого площадки, считающих себя соответствующими всем требованиям, смогут подать заявку на включение их в соответствующий перечень. Предполагается, что в июне правительство РФ утвердит перечень операторов по 44-ФЗ, 223-ФЗ и операторов торгов для приватизированного имущества.

По оценкам экспертов, для площадок, которые сейчас не работают с государственными закупками, практически все требования являются критичными. "Это и информационная безопасность, и отказоустойчивость, и требования по центрам обработки данных - все они для таких площадок являются тяжелыми и критичными", - сказал источник.

В свою очередь А.Емельянов отметил, что работа действующих пяти площадок для госзакупок, которые были отобраны в 2010 году, сегодня уже соответствует гораздо более высоким техническим требованиям по информационной безопасности и отказоустойчивости. Речь идет, в частности, о размещении мощностей ЭТП в центрах обработки данных (ЦОД), расположенных на территории РФ, о резервировании мощностей в двух территориально-разнесенных ЦОДах и т.п. Кроме того, для таких площадок предполагается ввести ограничение (25% - ИФ) на участие иностранных бенефициаров.

Впрочем, по словам А.Емельянова, есть и общее для рынка госзакупок критичное требование. "Это введение спецсчетов, что усложнит для участников торгов доступ к закупкам, - сказал он. - Открытие отдельного спецсчета для финансового обеспечения заявки может стать значительным препятствием для поставщика, так как для этого требуется специально предоставлять в банк отдельный комплект документов, а банк вправе отказать участнику закупки в открытии такого счета. Сейчас торговыми счетами участников закупок и взаимодействием с банками занимаются электронные торговые площадки. Новые же правила перекладывают эту функцию непосредственно на поставщиков, которые физически будут вынуждены лично обращаться в банк для открытия счета".

Стоит отметить, что в настоящее время механизм работы со спецсчетами в рамках госзакупок еще не проработан. По словам А.Гриненко, Минфин только 30 января планирует провести совещание по данному вопросу с участием заинтересованных сторон - Центрального Банка, собственно банков, ЭТП.

В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ могут организовывать шесть ЭТП. При этом пять из них были аккредитованы на проведение таких закупок в 2009 году. С ними (ЕЭТП, "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Электронные торговые системы" и ГУП "Агентство по госзаказу РТ") Минэкономразвития и ФАС России подписали трехсторонние соглашения, которые ежегодно продлеваются - предполагалось, что с принятием 44-ФЗ в 2013 году начнет действовать новый механизм отбора ЭТП для проведения госзакупок. Однако этого до сих пор не произошло.

В 2017 года формальное право организовывать закупки в рамках 44-ФЗ получил "Российский аукционный дом" (РАД), который подписала соответствующее соглашение с Минэкономразвития. Продлить его "как есть" министерство не имеет возможности, поскольку более не отвечает за сферу госзакупок - с прошлого года она находится в ведении Минфина. Финансовое ведомство, в свою очередь также не может продлить соглашение с РАД, поскольку ранее оно его не подписывало. В качестве варианта решения проблемы Минэкономразвития предложило подписать с РАД трехстороннее (с участием ФАС России) соглашение, аналогичное соглашениям, которые ранее были подписаны с пятью ЭТП, аккредитованными на проведение электронных аукционов при госзакупках.

В случае подписания такого соглашения РАД придется наравне с другими ЭТП пройти технический аудит и подключиться к системе "Независимый регистратор" (предназначена для фиксации юридически значимых действий при госзакупках).

По данным РАД, с сентября 2017 года, когда площадка приступила к проведению электронных аукционов госзаказчиков, на ЭТП было проведено 369 закупочных процедур. На конец 2017 года на РАД были размещены извещения о проведении около 100 аукционов на сумму около 1 млрд рублей.

Служба финансово-экономической информации