Минфин считает неправильным привязывать 100% закупок малого объема к агрегаторам торговли

Минфин РФ считает неправильным обязывать госзаказчиков осуществлять 100% закупок малого объема через агрегаторы торговли, заявила руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова журналистам в Москве.

"Перевод всех федеральных заказчиков на агрегатор (Единый агрегатор торговли, ЕАТ "Березка" - ИФ) дал свои результаты - в плане выявления узких мест и вопросов, которые связаны с применением агрегатора, - сказала она. - Результаты работы агрегатора показывают, что в любом случае необходимо сохранение для заказчика возможности приобретения товара, работы, услуги без применения электронного магазина. Как функционал, как сервис агрегатор должен быть предоставлен быть доступен заказчикам. Но все малые закупки, на все 100%, до копейки, завязать на агрегатор не получится. Маловероятно, что мы к этому придем. А если придем, то, скорее всего, вынуждены будем потом опять назад откручивать".

По словам Демидовой, сейчас выявились вопросы использования агрегатора в случае срочных закупок. Например, при поломке откомандированного автотранспорта в дороге. "Прежде в таких случаях необходимая деталь, услуга закупалась на ближайшей СТО, - сказала она. - Теперь же все должно проходить через агрегатор".

По мнению Демидовой, закупки малого объема можно разделить на две категории: "Одна - когда заказчик не хочет торговаться и может закупить (товар, работу, услугу) без торга и проведения процедуры, другая, когда товар, услуга нужны срочно, сейчас".

"Определенные результаты работы агрегатора есть и будут учитываться при подготовке поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые планируется рассмотреть осенью текущего года, - отметила Демидова. - Полагаю, это будет одна из жарких тем для обсуждения участниками законотворческого процесса".

В настоящее время изучением вопроса использования агрегаторов торговли для электронизации закупок малого объема занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. По словам заместителя руководителя ФАС Михаила Евраева, в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

В сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также ЕАТ "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

Ранее регуляторы отмечали, что рассматривают направление малых закупок, как одно из приоритетных для развития контрактной системы.

Так, Федеральное казначейство озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.

"Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, - говорила заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли".

В свою очередь ФАС отмечала необходимость введения регулирование для закупок малого объема. "Развивать направление агрегаторов торговли необходимо, - говорил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. - В законе "О контрактной системе" должны быть нормы, регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава". При этом он подчеркивал, что в этих нормах должен быть прописан порядок контроля таких закупок, который в настоящее время отсутствует.

В прошлом году руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей.