Минфин предлагает включить "семейный" конфликт интересов в закон о закупках госкомпаний

Москва. 25 сентября. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ предлагает реализовать в законе "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) механизм запрета на привлечение заказчиками аффилированных юридических и физических лиц, следует из законопроекта о внесении соответствующей поправки в 223-ФЗ, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект поправок к 223-ФЗ предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, аффилированных с руководителями госкомпаний, членами их комиссий по осуществлению закупок, руководителями контрактных служб, контрактными управляющими.

Под аффилированостью понимается брак или близкое родство с физическими лицами, которые являются выгодоприобретателями, руководителями, членами правления юрлиц, индивидуальными предпринимателями - участниками закупок. При этом "статус" выгодоприобретателя предлагается присваивать при владении (прямом или косвенном - ИФ) от 10% в акционерном или уставном капитале соответствующей компании.

Этот запрет предлагается ввести с 1 января 2018 года, а контроль его исполнения через Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок - с 1 января 2020 года.

Как сообщалось, в марте текущего года аналогичные поправки к 223-ФЗ подготовило Минэкономразвития. Вынесение этого законопроекта на рассмотрение правительства РФ, а затем и его внесение в Госдуму не состоялось в связи передачей полномочий Минэкономразвития в области закупок Минфину.

Стоит отметить, что в начале текущего года Минэкономразвития предлагало также расширить в законе "О контрактной системе" (44-ФЗ) понятие выгодоприобретателя до бенефициарного владельца.

В настоящее время в 44-ФЗ действует норма, запрещающая участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. При этом выгодоприобретателем считается физлицо, которое напрямую или косвенно владеет более чем 10% акций или долей в уставном капитале соответствующей компании (потенциальном поставщике).

Минэкономразвития предложило распространить этот запрет и на лиц, которые могут прямо или косвенно контролировать деятельность хозяйственного общества. Тогда эта инициатива Минэкономразвития дальнейшего развития не получила.