Минфин может выйти с инициативой о введении унифицированных закупочных процедур для госкомпаний и госзаказчиков

Минфин РФ может в перспективе выйти с инициативой о введении унифицированных закупочных процедур для госкомпаний и госзаказчиков, заявила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова в ходе совместного заедания комитетов ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям и по развитию системы закупок.

"Не исключаю, что в перспективе выйдем с инициативой по введению для госзаказчиков и госкомпаний унифицированных закупок на отобранных правительством РФ электронных торговых площадках (ЭТП)", - сказала Т.Демидова.

По ее словам, появление такой инициативы будет зависеть от результатов, полученных при реализации новых положений закупочного законодательства, которые перевели закупки госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на ЭТП, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок.

При этом Т.Демидова отметила, что в настоящее время позиция Минфина заключается в том, чтобы максимально сблизить позиции законов "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) в тех положениях, где это возможно. "В том числе за счет внесения в 223-ФЗ отсылок на нормы 44-ФЗ, - сказала она. - Те механизмы закона о госзакупках, которые можно использовать в 223-ФЗ, необходимо использовать".

По оценке Минфина, такой подход к приближению положений 223-ФЗ к нормам 44-ФЗ обусловлен большей эффективностью последнего. Так, по данным министерства, полученным в ходе мониторинга системы закупок, в госзакупках на одну процедуру закупки у субъектов МСП приходится в среднем три участника, в аналогичных закупках госкомпаний - немногим более одного.

"У министерства нет возможности установить точную причину такого положения дел, поскольку законодательством не предусмотрено введение соответствующего контроля за закупками госкомпаний", - сказала Т.Демидова.

Также она отметила, что речь идет именно о сближении части норм 223-ФЗ с положениями 44-ФЗ, а не о полном переводе закупок госкомпаний под действие закона о госзакупках.

"Есть один элемент, который различает два закона, - подчеркнула Т.Демидова. - У субъектов 44-ФЗ нет задачи получить прибыль, тогда как с заказчиков по 223-ФЗ есть дополнительный спрос - получение прибыли, выплата дивидендов и т.п. При этом необходимо учитывать, что часть закупок госкомпании должны делать в рамках долгосрочных проектов и программ, в том числе инвестиционных".

Как сообщалось, в конце прошлого года были приняты масштабные поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые предусматривают электронизацию закупочных процедур госзаказчиков и закупок госкомпаний у субъектов МСП, перевод последних на ЭТП, отобранные для проведения госзакупок.