Михаил Кузовлев: Банк поддержит

Современная рыночная система опирается на тесную связь государственной власти, предпринимательского сообщества и банковской системы. Мощная финансовая структура - фундамент, позволяющий реализовывать самые смелые
и современные проекты. Банк Москвы, входящий в пятерку крупнейших кредитных учреждений страны, долгие годы является основным банковским инструментом, финансирующим муниципальные программы столицы - мощнейшего экономического центра России.

Известно, что современное рыночное хозяйство опирается на мощную поддержку банковской системы, что без своевременного и грамотного финансирования, без кредитных вливаний экономика развиваться не может. Банк Москвы, учрежденный столичным правительством в 1995 году, за это время превратился
в одно из крупнейших банковских учреждений России.

О его сотрудничестве со столичным правительством и участии в реализации крупнейших проектов, заметно изменивших лик города, «ВМ» подробно поговорила с президентом - председателем правления Банка Москвы
Михаилом Кузовлевым.

1

фото: Ирина Сапрыкина

ПРИОРИТЕТ БАНКА - ГОРОДСКОЙ ЗАКАЗ

- Михаил Валерьевич, исторически сложилось так, что главным направлением деятельности Банка Москвы считается обслуживание городских и муниципальных программ.

- Совершенно верно, финансирование этих программ занимает значительную часть кредитного портфеля нашего банка. Ничего удивительного: столичный мегаполис - это огромный рынок, не имеющий себе равных в стране, он весьма интересен и перспективен для любого банковского учреждения, и для нас тоже.
Но, думается, интерес этот обоюден: и городу Банк Москвы всегда был полезен. Наша филиальная сеть - вторая в столице после Сбербанка. Да и отношения с городскими властями давно сложились - к взаимному удовлетворению. То, что мы научились делать в Москве, закономерно легло в основу нашей стратегии - финансирования проектов муниципального бизнеса во всех регионах нашей страны.

- А какие программы из тех, что финансирует Банк Москвы, лично вам кажутся наиболее интересными?

- Конечно, я бы выделил инфраструктурные программы столичных властей. Это строительство дорог, эстакад, метрополитена - сегодня, пожалуй, эти проекты можно назвать революционными, настолько значителен их масштаб. И подрядчикам почти всех этих проектов помогает наш банк. Например, мы поддержали кредитами модернизацию и дальнейшее развитие московского аэроузла.

При участии нашего банка был построен аэровокзальный комплекс «Внуково».

Мы активно участвуем и в программах по благоустройству города. В частности,
с особым удовольствием помогаем реконструировать (а где-то и создавать заново) инфраструктуру московских парков.

Упомяну еще наш совместный с городом проект по созданию Единой электронной торговой площадки. Данная площадка - это система, объединяющая интересы заказчика и подрядчика, инструментом объединения выступают банковские продукты. Наше участие помогает получить компаниям, участвующим в торгах, кредиты, гарантии и другие необходимые продукты максимально оперативно. Сегодня в торгах участвует большое количество компаний малого и среднего бизнеса, а мы исходим из того, что именно такие компании и являются основой экономики любого города. Ряд продуктов, специально созданных нами для Единой электронной торговой площадки, ориентируются именнона малый и средний бизнес.

Вообще госзаказ, в том числе и городской заказ, - часть нашей стратегии. С начала нынешнего года на основе Закона № 44-ФЗ начала работать Федеральная контрактная система. В формировании многих положений этого закона принимал участие и Банк Москвы - и на региональном, и на федеральном уровне. Одним из итогов этого сотрудничества можно считать наличие в законе отдельного положения о банковском сопровождении, чрезвычайно важного для всего
бизнес-сообщества.

Думаю, большой опыт по финансированию столичных программ, выполняемых
в рамках городского заказа, можно считать несомненным плюсом Банка Москвы.

- Значит, и такой уникальный продукт, как Центр финансового контроля, вы создали для обслуживания и сопровождения системы госзакупок?

- Наш клиент приходит на Единую электронную торговую площадкус намерением разместить заказ. В результате он может быстро найти там и подрядчика, который этот заказ исполнит, и возможность банковского контроля расходования выделенных для этого средств. Нередко это делалось умышленно. Центр финансового контроля препятствует манипулированию деньгами. В выигрыше все, в том числе и сами подрядчики.

- Что нового в работе банка с физическими лицами?

- В этом году мы запустили специальную программу «Люди дела» для работников отраслей, являющихся базисом любого социально ориентированного государства. Предложение банка предназначено для сфер здравоохранения, образования, государственного управления, МЧС и ряда других. Банк предоставляет широкую линейку продуктов и услуг на льготных условиях клиентам определенных профессий. Банк Москвы обладает внушительной базой клиентов - работников бюджетных организаций, в том числе и в Москве. Такие заемщики - люди с хорошей платежной дисциплиной и прогнозируемыми доходами, что делает их лучшими клиентами для банка. Успешный опыт мы тиражировали и на представителей коммерческих организаций, ведь комплексная программа «Люди дела» распространяется на работников не только государственных организаций, но и коммерческих, оказывающих услуги в обозначенных сферах деятельности.

ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ С МАЛЫМ БИЗНЕСОМ НУЖНО ИЗМЕНИТЬ

- Считается, что любая рыночная экономика кровно заинтересована в развитии малого бизнеса. Но ведь получить банковский кредит малому предприятию порой очень непросто. Как, на ваш взгляд, можно разрешить эту проблему - удовлетворить интересы и банков, и предпринимателей?

- Кредитный портфель Банка Москвы - около одного триллиона рублей. Из них доля кредитов среднему и малому бизнесу - 235 миллиардов рублей. Как нам оценивать эти цифры? Если ссуды малому и среднему бизнесу достигают почти трети общей кредитной задолженности, то это довольно много для государственного банка. А если учесть, что мы нарастили объем кредитов малому бизнесу до 27 миллиардов практически с нуля, причем всего за два года, то это очень много. В работе с малыми предприятиями, к сожалению, есть еще много нерешенных проблем.

Реальность такова, что руководитель малого предприятия - сам себе коммерсант, бухгалтер, юрист. И эти предприятия долгожителями не назовешь: 85 процентов, как утверждает статистика, к концу года прекращают свою деятельность. Отмечу, что в западных странах, кстати, картина сходная.

Дело в том, что работа банка с малым бизнесом - это просто другая технология.

Я имею в виду технологию продаж и подготовки выдачи кредитов. Этот процесс надо прежде всего сделать более стандартизированным. Значит, менеджеры банка, обслуживающие малые предприятия, должны быть специальным способом подготовлены.

Мы активно сотрудничаем с московским Фондом содействия кредитованию малых предприятий. Фонд стал по-настоящему профессиональным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса.

За восемь лет сотрудничества мы вышли на первое место по количеству договоров, заключенных при сотрудничестве с фондом.

ВЕЛОСИПЕД - ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

- Наверное, уже все давно признали, что перспективу развития обеспечивает в первую очередь разработка и применение информационных, цифровых технологий. С этой точки зрения как бы вы оценили строящуюся в Москве систему «Умный город»?

- Мы всегда активно участвовали в инновационных программах города. В свое время именно Банк Москвы разработал и внедрил систему оплаты жилищно-коммунальных услуг с расщеплением платежей. Сейчас я бы обратил внимание на такие элементы системы «Умный город», как, например, социальная карта москвича, которая тоже рождалась в сотрудничестве столичных властей и нашего банка.

Или карту учащегося, которая позволяет родителям увидеть, что именно купил их ребенок в буфете. Или транспортная карта «Тройка». С нашей помощью внедрена и система госуслуг города, и система оплаты парковок.

А самое свеженькое - выстроенная нами масштабная сеть проката велосипедов «Велобайк».

Мы ее предложили, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин инициативу поддержал.

На этом пути мы уже прошли три этапа. Сначала использовали старый проверенный способ: паспорт сдал - велосипед взял. Такой прокат действовал в 2012 году в городских парках. В прошлом году организовали прокат уже на городских улицах. Итоги обнадеживали: около 70 тысяч поездок и 46 тысяч зарегистрированных пользователей. Теперь идем дальше. Мы учли все замечания к прошлогодней системе проката, и могу сказать, что московский велосипед образца 2014 года является одним из лучших в мире по уровню технического оснащения.

Новый велосипед более устойчив к внешним воздействиям, на нем установлены широкие и комфортные для езды шины, удобное крепление сиденья, три скорости.

На руле велосипеда установлен электронный блок с клавиатурой и картридером для чтения карты «Тройка», которую можно привязать к учетной записи. На терминалах проката есть такие удобные дополнительные функции, как пополнение транспортной карты «Тройка» и оплата городской парковки.

Согласитесь: это проект, который дает горожанам в условиях громадного, насыщенного транспортом мегаполиса практически новое транспортное средство. В некоторых ситуациях без него сегодняшней Москве уже просто не обойтись. Все крупные города идут этой дорогой: Лондон, Копенгаген, Амстердам.

- Михаил Валерьевич, о велобайке поговорить, конечно, интересно. А лично вы какой транспорт предпочитаете? И в связи с этим - удается ли вам отдыхать в принципе?

- Времени, конечно, маловато. Но у других. наверное, тоже в сутках 24 часа. Значит, надо лучше его организовывать. Велосипед я люблю. Еще и потому, наверное, что в детстве не докатался. Я тогда занимался баскетболом, а школа советского баскетбола на велосипед накладывала вето. Странно: постулаты той школы не разрешали баскетболисту даже качать мышцы! Развивали только гибкость и выносливость. А сейчас велосипед в Москве стал просто необходим. Двухколесная машина, конечно, не панацея, но она хотя бы немного разгрузит московские магистрали.

С МОСКВОЙ СВЯЗАНА ВСЯ ЖИЗНЬ

- Вы наверняка много путешествовали. А с каким городом вы бы сравнили нашу Москву?

- Каждый город имеет свое лицо. Но мегаполисы схожи своими проблемами. Помню, мы с Сергеем Семеновичем Собяниным ездили в Китай и убедились в том, что и Пекин, и Шанхай, и Гонконг нередко занимаются, помимо всего прочего, решением тех же задач, что и Москва. Это связано с огромным населением, что предопределяет необходимость обеспечения людей жильем, с огромной площадью - значит, есть проблемы с перемещением жителей с окраин в центр города и обратно. Города, думается, надо сравнивать по духу или ритму жизни.
С этой точки зрения Москва и Нью-Йорк - если не близнецы, то явно братья.

С одной разницей: деловые кварталы крупнейшего американского города
к 6-7 часам вечера пустеют. А у нас в это время работа, можно сказать, только начинается.

- Вся ваша жизнь, насколько я знаю, связана с Москвой. В таком случае у вас наверняка есть свои любимые места?

- Пожалуй, это районы ВДНХ, Сокольников. И Парк культуры, конечно. Можно спорить об архитектуре, но сохранившиеся шедевры городского конструктивизма мне интересны.

Мне очень нравится здание Центросоюза, построенное по проекту великого
Ле Корбюзье, дом Наркомфина на Новинском бульваре. С одной стороны, это четкость линий, простота форм, с другой - удивительная функциональность и упорядоченность во всем, вплоть до окраски стен и решений по солнечному освещению. Меня всегда удивляло, как архитекторы смогли создать ощущение свободы и простора, причем даже на небольших площадях.

Меня радует, что город сегодня так активно развивает зоны отдыха. Московские парки - это магнит, объединяющий жителей столицы, это наша история с целой плеядой блестящих имен.

Понятно, что столица за последние годы изменилась. Я считаю - к лучшему. Она очистилась. Согласитесь: те же «ракушки» отнюдь не украшали городские улицы
и дворы, сейчас они стали и цивилизованнее, и просторнее, и удобнее. Особо радует появление множества спортивных площадок. Но раз уж мы заговорили о любви к Москве, я хотел бы сказать вот что: в этом огромном прекрасном городе каждому найдется много дел - и больших, и маленьких. Давайте делать их вместе
- профессионально, ответственно, честно. Мы же все - каждый на своем месте
- в этом заинтересованы, не так ли?