Малому бизнесу уступают дорогу

По данным Корпорации МСП, за последние несколько лет доля участия малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших российских заказчиков увеличилась до 63,3%. По мнению экспертов отрасли, этот показатель может расти и дальше — в первую очередь этому может способствовать введение единой аккредитации на электронных площадках.

Как следует из данных Корпорации МСП, предоставленных "Ъ" в пресс-службе организации, малый и средний бизнес в России последовательно увеличивает свою долю в закупках крупнейших компаний с госучастием. По данным корпорации, в 2017 году объем закупок 420 крупнейших заказчиков в целом составил 2,098 трлн руб. при расширении номенклатуры закупок до 161,07 тыс. позиций. По результатам сравнительного анализа объема закупок у субъектов МСП за 2016-2017 годы 420 крупнейшими заказчиками наблюдается положительная динамика прироста по нескольким направлениям.

По данным корпорации, во-первых, на 18,06% (на 319 млрд руб.) увеличился общий объем закупок у субъектов МСП. Во-вторых, корпорация отмечает рост числа поставщиков — на 9,96% (на 4330 поставщиков). В-третьих, увеличилось количество заключенных договоров на 13,20% (на 18 648 договоров). При этом в период 2016-2018 годов, по данным корпорации, наблюдается устойчивая тенденция к снижению средней цены договоров, заключаемых с субъектами МСП по результатам закупок. Оно составило 42,2% — с 13,85 млн руб. в 2016 году до 13,05 млн руб. в 2017 году и до 8,01 млн руб. в 2018 году (по состоянию на 18 мая 2018 года) при одновременном увеличении доли микро- и малых предприятий в общем объеме закупок у субъектов МСП (с 71,3% до 75%) и снижении доли крупных договоров при закупках у субъектов МСП.

Также в корпорации отмечают, что средняя доля закупок у субъектов МСП от общего объема закупок заказчиков составила 63,33%, что в 3,5 раза превышает нормативно установленный правительством уровень (18%). Средняя доля закупок у субъектов МСП по результатам "спецторгов" составила 29,12%, что в 2,9 раза превышает нормативно установленный уровень (10%). В то же время сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса показал, что в зарубежных странах средняя квота при закупках за счет бюджетных средств составляет 20% (в Китае — 30%, в Бразилии — 25%, в США — 23%, в Индии — 20%).

"Приведенные показатели свидетельствуют о создании нового гарантированного рынка сбыта продукции для малого и среднего бизнеса с устойчивой тенденцией перехода от закупки у субъектов МСП простых товаров, работ, услуг к закупке продукции с высокой добавленной стоимостью при условии соответствия этой продукции требованиям заказчиков."

"Поэтому дальнейшее увеличение "общей" квоты сейчас нецелесообразно. Вместе с тем, согласно Национальному плану развития конкуренции, к 2020 году квота по "прямым" закупкам у субъектов МСП будет увеличена с 15% до 18%",— отметили в пресс-службе корпорации.

Для крупнейших заказчиков с государственным участием, по мнению экспертов корпорации, среди очевидных плюсов работы с малым и средним бизнесом можно выделить лучшее качество услуг, которое обеспечивается за счет растущей конкуренции и не в последнюю очередь гарантированных контрактов на определенное время. "Этот же плюс особенно важен для самого малого и среднего бизнеса",— подчеркнули в корпорации. При этом в сегменте закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса по результатам оценки качества закупок крупнейших заказчиков за 2017 год, проведенной международной компанией "Интерфакс", в сравнении с общей по закону N223-ФЗ уровень конкуренции оказался выше в 1,1 раза, экономия при закупках — в 2,1 раза, а объем закупок у единственного поставщика ниже на 25,92%.

Безусловным приоритетом, как сообщили в Корпорации МСП, является создание условий для стабильного развития инноваций и высоких технологий как одного из "основных факторов диверсификации экономики". Если в 2016 году объем закупки указанной продукции составлял 82,17 млрд руб., из которых 12,59 млрд руб.— объем закупок у субъектов МСП, то в 2017 году такой объем был увеличен более чем в пять раз и составил 442,18 млрд руб., в том числе закупки на 30,93 млрд руб. были осуществлены у субъектов МСП (при расширении номенклатуры закупок инновационной, высокотехнологичной продукции до 1292 позиций).

Учитывая нормативно установленную квоту по увеличению планируемого объема закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП, в 2018 году корпорация ожидает роста объема закупок такой продукции у субъектов МСП до не менее чем 40 млрд руб. "Для этого корпорация совместно с институтами развития в сфере инноваций подписала "дорожную карту" и создала рабочую группу, которая будет осуществлять отбор таких субъектов МСП в целях оказания консолидированной поддержки на основании критериев, разработанных с учетом мирового опыта",— сообщили в корпорации.

Сейчас, по данным Корпорации МСП, предварительный отбор на соответствие статусу быстрорастущего инновационного бизнеса уже прошли 2,4 тыс. малых и средних компаний — 424 из них смогут в перспективе претендовать на различные меры поддержки, а 27 организациям уже оказывается в том числе финансовая поддержка. Кроме того, корпорацией разработан отдельный кредитно-гарантийный продукт в рамках Национальной гарантийной системы, предусматривающий предоставление кредитов МСП Банком на льготных условиях (на сумму 1-500 млн руб. сроком до семи лет с процентной ставкой от 9,6% годовых), а также предоставление в целях снижения процентной ставки прямой гарантии корпорации в объеме до 70% от суммы кредита и согарантии РГО (в объеме до 75% от суммы кредита).

"Участие малого и среднего бизнеса в закупках компаний с госучастием достигло значительного объема, что свидетельствует о взаимном интересе поставщиков и заказчиков друг к другу. Дополнительные возможности для такого бизнеса даст введение единой аккредитации на электронных площадках, которое уже запланировано на 2018 год",— говорит первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. При этом, по его словам, нельзя забывать о требованиях к качеству работ и услуг малого и среднего бизнеса — иначе заказчики могут столкнуться с рядом проблем.

Автор: Ольга Иванова

Пресс-центр

Как развить свой бизнес

Как развить свой бизнес

12 сентября 2023

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

21 декабря 2022

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

19 августа 2021

Как получить ЭП руководителям организаций?

Как получить ЭП руководителям организаций?

19 августа 2021

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

19 августа 2021

  • Как развить свой бизнес

  • Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

  • Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

  • Как получить ЭП руководителям организаций?

  • Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса