Краевой госзаказ: конкуренция, эффективность, прозрачность

1

Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 1 января 2014 года, пришел на смену широко известному
94-му закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшему
с 2005 года.

Цель законодательного обновления механизмов - повысить эффективность
и результативность государственных и муниципальных закупок, обеспечить гласность и прозрачность процедур.

Об итогах первых шести месяцев действия нового закона наш корреспондент беседует с председателем комитета государственного заказа правительства Хабаровского края Андреем Валерьевичем Лучиным.

- Андрей Валерьевич, можно ли уже представить сравнительный анализ работы системы государственных закупок в Хабаровском крае при действовавшем ранее 94-м законе и новом 44-м федеральном законе о контрактной системе в сфере закупок.

- Конечно. Давайте сравним по полугодиям.

Основные показатели выглядят так. Сумма начальных цен всех контрактов и лотов, выставленных с января по июнь на конкурсы и аукционы, составила
- 9 миллиардов 586 миллионов рублей, что на 18% превышает соответствующую прошлогоднюю цифру. Проведено 2958 открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов и аукционов в электронной форме, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего размещено на электронных площадках 3665 заказов. Это в 1,7 раза перекрывает прош­логодний показатель. За это же время в комитет уже поступила 7651 заявка от заказчиков, что вдвое больше, чем в предыдущем полугодии. По результатам проведенных торгов сэкономлено свыше 518 миллионов бюджетных средств.

В 2013 году на открытых конкурсах размещалось 1,4% госзаказов, на аукционах - 98,6%. В 2014 году с появлением открытых конкурсов с ограниченным участием
на конкурсную долю пришлось уже 28%, на аукционы - 72%. На 64% выросло число поставщиков: если в прошлом году их насчитывалось 1802, то сейчас 2958.

Количество заявок от поставщиков - подрядчиков и исполнителей - на участие в региональных закупках увеличилось за отчетное время в 1,8 раза - с 4280 до 7616. При этом не допущено к участию в торгах 2033 заявки, или 27%. В 2013 году этот показатель был вдвое меньше. Такая ситуация обусловлена трудностями, связанными с адаптацией предпринимателей к новому законодательству
о закупках.

Растет конкуренция. Среднее количество участников на одну конкретную процедуру ранее составляло условные 2,2 единицы, а сейчас - 2,6. Положительное влияние на увеличение числа участников закупок оказывает в том числе и консультативно-разъяснительная работа, которую проводит в этой сфере комитет.

В этой связи могу посоветовать всем интересующимся госзаказом читателям чаще заходить на сайт комитета www.gzk.khv.ru. Вся актуальная информация, нормативные правовые акты, наши разъяснения, арбитражная практика в сфере закупок обновляются на регулярной основе.

- Как выглядит структура закупок? На что больше потрачено бюджетных денег,
на что - меньше?

- В количественном выражении наибольший удельный вес занимают покупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они занимают
36% в общем объеме закупок. Далее следуют продукты питания с 13,7%. На услуги (по ремонту автомобилей, организации авиаперевозок, по переобучению безработных граждан, по защите и воспроизводству лесов, медицинскому обслуживанию, на привлечение кредитных ресурсов, на охранные и другие услуги) приходится 11,9%. На поставку медицинской техники и ее обслуживание - 9,4%, на проведение строительных работ, включая проектирование, - 6,4%.

Стоимостная структура выглядит иначе. Здесь наибольший удельный вес приходится на строительные работы. Это 3,4 миллиарда рублей, или
35,6% от общей суммы заключенных в первом полугодии контрактов. Далее следуют закупки программных продуктов и услуги в области информационных технологий. Они обошлись в 2,7 миллиарда. Это 28,7% от общей закупочной суммы. Лекарства и медицинские изделия потянули на 919 миллионов рублей, их доля составила 9,6%. 724 миллиона ушло на закупку медицинской техники и ее обслуживание,
353 миллиона - на покупку автотранспорта и воздушного судна, 248 миллионов рублей - на приобретение продуктов питания, и так далее.

Солидный кусок от закупочного «пирога» достался в январе - июне субъектам малого предпринимательства - 702 миллиона рублей. Это 7,3% от первоначального ценового объема лотов.

Таковы в цифровых измерениях полугодовые результаты работы новой контрактной системы государственных закупок в Хабаровском крае, работу
по которой осуществляет комитет. В годовом исчислении на закупки из регионального бюджета будет направлено порядка 20 миллиардов рублей. Сопоставимая сумма фигурировала и в прошлом году.

- Андрей Валерьевич, следующий вопрос прямо напрашивается из озвученной информации. Более двух тысяч заявок не были допущены к участию в конкурсах
и аукцио­нах, а это едва ли не треть. В чем причины?

- Причины такого массового явления кроются как в самой новизне, так и в сыроватости 44-го федерального закона о контрактной системе закупок товаров
и услуг для государственных и муниципальных нужд. Настоящим камнем преткновения для желающих участвовать в поставках продукции под государственный заказ становится непонимание смысловой - технической и юридической - терминологии, заложенной в закон. Например, законодатель ввел понятие «наименование места происхождения товара». Но оно отнюдь не означает адрес, где изготовлена конкретная партия конкретной продукции. В Гражданском кодексе РФ это понятие расшифровывается как инструмент или средство, идентифицирующее товар. Наименование его места происхождения регистрируется в Роспатенте и на него выдается соответствующее свидетельство, определенное указание. Это может быть «Гжель», «Вологодское масло», «Шампанское». За французской провинцией Шампань, за этой местностью и зарегистрировано место происхождения всемирно известного напитка. Естественно, что не все разбираются в таких терминологических тонкостях. Многие считают, что место происхождения товара это, условно говоря, Россия, город Хабаровск, улица Промышленная, 15. При этом мало обращают внимания на то, что в документах требуется указать на выбор или место происхождения товара, или наименование производителя, считая, что это одно и то же. Поэтому согласно новому закону их не допускают к участию в торгах. Мы разъясняем, приходит понимание, что нужно указывать место расположения производителя определенного ассортимента продукции.

Нестыковки породило также требование для поставщиков предоставлять помимо информации о предприятиях и их руководителях сведения об учредителях
ООО - обществах с ограниченной ответственностью. В том числе с указанием идентификационного номера налогоплательщика - ИНН этих физических лиц. Задумка хорошая - ввести заградительную норму и пресечь участие в конкурсах и аукционах так называемых фирм-прокладок, которые регистрируются одним и тем же лицом. Но на практике столкнулись с тем, что эта мера стала препятствовать работе добросовестных поставщиков. Дело в том, что многие ООО создавались людьми 15 - 20 лет назад, когда в стране еще не существовало самого понятия ИНН, доли переходили на законных основаниях из рук в руки, основатели таких предприятий отходили от дел, уходили из жизни.

- Удалось ли как-то сгладить этот правовой «ухаб»?

- Да, законодатель исправил положение: до июня мы требовали указывать ИНН учредителей у всех предприятий поголовно, а после внесения изменений вписали в закон норму «при наличии». Но тут возникла другая коллизия: физических лиц, имеющих ИНН, могут внести на два года в реестр недобросовестных поставщиков, а граждане, указывающие, что они не имеют такого номера, туда лично не попадут. Понятно, что это вызывает справедливое недовольство добросовестных предпринимателей. Существуют и другие шероховатости, которые с учетом практики выявляются и устраняются законодателем. Корректировка закона идет постоянно.

Мы заинтересованы в наибольшем количестве поставщиков-конкурентов,
но вынуждены сегодня часть из них отклонять по формальным признакам. В конечном итоге страдает субъект Федерации: нет конкуренции, нет выбора,
а значит, нет должной экономии бюджетных средств. К тому же подобные накладки зачастую оборачиваются потоком жалоб и судебных споров. - Один из принципов новой контрактной системы - планирование закупок. Можно ли предусмотреть на несколько лет вперед потребности, конъюнктуру рынка, цены на конкретные товары и услуги, их характеристики?

- Положения 44-го федерального закона, как известно, вводятся поэтапно,
до 2016 года включительно. Сейчас заказчиками составляются годовые планы-графики, в которых прописываются даты проведения торгов, объем товаров и услуг, их цены и характеристики. Информация открытая, размещается на сайтах, это удобно для поставщиков, дает им возможность определиться и подготовиться к участию в конкурсных процедурах. Со следующего года заказчики должны дополнительно составлять трехлетние планы закупок. Кстати, вся страна активно переходит на трехлетнее бюджетное планирование. Так что трехлетнее планирование бюджетных закупок выглядит вполне логичным.

Правда, следует понимать, что в условиях рынка на три года вперед предусмотреть порядок и объем закупок в такой же детализации, как на один год, очень трудно,
а то и просто невозможно. Хотя эти требования и прописаны в законе.

Думаю, что тут их надо значительно сократить, уйти от детализации. Ведь даже сегодня, при наличии на сайтах подробных планов-графиков, предприятия-поставщики предпочитают получать нужную информацию о закупках еще и у соответствую­щих служб организаций-заказчиков. Так как годовые планы могут меняться, в зависимости от обстоятельств пересматриваться.

С другой стороны, в планировании закупок есть и большие плюсы. Участники торгов и производители товаров и услуг могут планировать свою деятельность, перенастраивать производство, вводить новые мощности под будущие заказы. Это, конечно, не гарантия того, что именно такой заказ и именно в такое время поступит через пару лет, но в целом публикуемый массив указывает направление. А бизнесу важно чувствовать и знать векторы развития государства, регионов, муниципалитетов.

- Планирование закупок означает их открытость. Это тоже требование закона.

- Конечно, это значимый момент. В федеральном законе большое место уделено общественному контролю. Он усиливается. При планировании заказов, которое открыто и доступно, общественные организации и граждане-активисты могут шире выстраивать свою работу, более оперативно доносить свои замечания, критику и предложения до органов власти, контролирующих структур. Уже сейчас заказы стоимостью свыше миллиарда рублей подлежат обязательному общественному обсуждению. И не только заочно, но и публично, на общественных собраниях, которые в обязательном порядке проводит заказчик. Протоколы обсуждений крупных инвестиционных проектов появляются в открытом дос­тупе, публикуются на сайтах. В Хабаровском крае одобряют и поддерживают такую практику.

Более того. Наш регион еще во время подготовки законопроекта о контрактной системе обосновал и отправил за подписью губернатора края В. И. Шпорта предложения в адрес Министерства экономического развития РФ. В них, в частности, говорилось о целесообразности перевода всех без исключения процедур размещения заказов на электронные площадки, в том числе любых конкурсов и запросов котировок. Так вот, с 2015 года все способы размещения заказов будут переводиться в электронную форму. Планируется, что с января будущего года в обязательном порядке полностью на режим онлайн переходят федеральные, с июля - региональные, а с 2016-го - муниципальные заказчики.
Мы же доложили в Минэкономразвития РФ о том, что готовы уже сейчас, не дожидаясь середины 2015 года, совместно с федеральными заказчиками перейти
в полном объеме на электронные процедуры. Так что в создании новой высокотехнологичной контрактной системы есть и наши «кирпичики».

Полный переход на электронный документооборот не только избавит нас от колоссального бумажного засилья, необходимости годами хранить в рабочих помещениях огромное количество материалов, но и обеспечит дополнительную прозрачность всех закупочных процедур. А их полнейшая открытость повышает эффективность расходования бюджетных денег. Именно это и является целью общественного конт­роля.

- Разумное использование финансовых средств требует также определенных навыков и знаний у людей, которые участвуют в подготовке и оформлении заявок, в конкурсных процедурах. У нас достаточно таких специалистов?

- Профессионализм заказчиков является одним из основных принципов
44-го федерального закона. Еще в конце 2010 года губернатором было пописано постановление о создании комитета государственного заказа правительства Хабаровского края, о порядке его работы и взаимодействии с госструктурами.
Он является органом исполнительной власти с полномочиями определять поставщиков товаров, работ и услуг для регионального правительства, министерств, служб и ведомств, казенных и бюджетных учреждений, осуществляющих закупки. Подчиняется комитет напрямую вице-губернатору края С. В. Щетневу. Сделано это для исключения любого давления со стороны других органов власти на комитет.

Такое принципиальное решение губернатора края позволило создать профессиональную команду, работающую сейчас в системе госзакупок края, которая сумела добиться заслуженного признания в целом по Российской Федерации. Наш край вот уже два года подряд получает наивысшую оценку
в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» - в категории «Гарантированная прозрачность».

- У государственных заказчиков в крае есть на кого опереться, было бы неплохо получить такое же «окно» и многочисленным поставщикам.

- Мы активно работаем над этим вопросом. В прошлом году комитет самостоятельно, на безвозмездной основе обучал потенциальных поставщиков-участников торгов - субъектов малого предпринимательства. Пояснения и консультации получили около 600 юридических лиц. Сейчас появилась прекрасная возможность продолжить эту работу на более высоком качественном и профессиональном уровне.

Дело в том, что Хабаровский край вошел в группу пилотных российских регионов, где решением российского Правительства в этом году началось внедрение Стандарта развития конкуренции, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), наблюдательный совет которого возглавляет Президент РФ Владимир Путин. В числе пионеров также Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области. После обкатки на этих территориях Стандарт развития конкуренции будет реализовываться во всех субъектах РФ.

Уполномоченным органом по внедрению Стандарта в Хабаровском крае является региональное министерство экономического развития и внешних связей. В работе участвуют министерства и ведомства, предпринимательские и общественные объединения. В их числе и наш комитет.

Одним из требований Стандарта является «повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о сос­тоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развития конкуренции в регионе». В рамках реализации этого положения мы прорабатываем вопрос организации постоянно действующего центра по обучению и подготовке поставщиков к участию в конкурентных конкурсных процедурах на электронных торговых площадках.

- У такой задумки должна быть солидная интеллектуальная и материальная основа.

- Интерес к этому проекту проявляет наш давний партнер ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП Roseltorg.ru) Москвы, учредителем которого является правительство российской столицы, а также такая крупная кредитная организация, как «Банк Москвы», имеющая в Хабаровске свою филиальную сеть. Планируется участие Дальневосточной торгово-промышленной палаты, специалистов различного профиля, имеющих непосредственное отношение к сфере государственных закупок. Такой учебно-консультационный центр смог бы оказывать услуги, работая по методу «одного окна».

Здесь предприниматель должен получать необходимый минимум знаний и навыков для участия в закупках, нужные документы, оформлять банковскую гарантию. Ему подскажут, как и где получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП), на какую электронную площадку идти, как на ней зарегистрироваться и подать ценовое предложение и как в конечном итоге заключить контракт. А уж как его исполнять предприниматель-поставщик и так знает. Овладев этой «базой», он сможет спокойно работать в конкурентной среде.

Этот проект сейчас находится в стадии разработки, продумывания рабочих механизмов. Надеюсь, что с помощью наших партнеров его удастся воп­лотить
в жизнь.