«Корпорация МСП» предлагает распространить механизм факторинга на закупки госкомпаний у субъектов МСП

«Корпорация МСП» предлагает распространить механизм факторинга на закупки госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), заявил глава корпорации Александр Браверман в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Мы хотели бы распространить на поставщиков механизм факторинга в закупках у субъектов МСП», - сказал Браверман.

Целевым показателем для этого направления «Корпорация МСП» считает включение в положения о закупках не менее чем 100 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний норм о возможности использования механизма факторинга.

Как сообщалось, в прошлом году вступили в силу поправки к Гражданский кодекс (ГК) РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов. То есть госзаказчики и госкомпании получили возможность использовать механизм факторинга. Однако широкого распространения эта практика не получила. Госзакупки и закупки госкомпаний не стали драйвером роста рынка факторинга в России в 2018 году.

«Доля госфакторинга в общем объеме рынка факторинга составляет 4-5%», - сообщил «Интерфаксу» управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Александр Сараев осенью прошлого года.

«Формально никаких ограничений для использования механизма факторинга при закупках госкомпаний нет, - сказал тогда же «Интерфаксу» генеральный директор «ФТ-Капитал» (стратегический партнер электронной торговой площадки «РТС-тендер» по направлению факторинга) Егор Газетин. - Есть нежелание заказчиков терять рычаги управления поставщиками, поскольку появление профессионального игрока в лице факторинговой компании, которая будет отстаивать свои интересы в суде в случае неисполнения заказчиками своих обязательств в том числе, неоплаты в срок - кажется опасным. На самом деле такая схема дисциплинирует все стороны и позволяет заказчикам управлять лояльностью пула поставщиков законными способами».

По мнению участников рынка, для продвижения факторинга в сегменте закупок госкомпаний прежде всего необходимо защитить права их поставщиков.

Впрочем, многие крупные госкомпании уже внесли в свои положения о закупках нормы об использовании механизма факторинга и начинают их использовать.

Тем не менее, в начале текущего года «Корпорация МСП» подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов МСП.

Использование механизма факторинга позволяет, в частности, решать проблему несвоевременной оплаты заказчиками по исполненным договорам. По данным «Корпорации МСП» и «Интерфакса», объем несвоевременных оплат заказчиками по исполненным договорам в 2017 году составил 14,1 млрд рублей (11,6% от общего объема договоров с субъектами МСП, завершенных в отчетный период).

В первой половине 2018 года рынок факторинга вырос на 40% - до 1,1 трлн рублей с 790 млн рублей в первом полугодии 2017 года. Предполагается (финальные данные еще не получены экспертами), что по итогам всего 2018 года объем рынка факторинга в России вырос на 30%, до 2,4 трлн рублей с 1,8 трлн рублей в 2017 году.