Казначейство займется аудитом себестоимости крупных госконтрактов - Силуанов

Федеральное казначейство должно будет заняться проведением аудита себестоимости крупных госконтрактов (заключенных в соответствии с законом "О контрактной системе", 44-ФЗ), заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в ходе расширенной коллегии Казначейства.

"Нужно создавать правовой механизм, при котором отдельные подрядчики, прежде всего те, которые проходят в качестве единственного поставщика, должны будут представлять расходную декларацию и раскрывать фактическую себестоимость по госконтрактам, - сказал А.Силуанов. - Казначейство же должно будет обеспечить аудит правильности соотнесения расходов и стоимости контрактов".

По словам министра, казначейское сопровождение крупных госконтрактов выявило ряд проблем, к числу которых он отнес необоснованное завышение цен по государственным контрактам - прежде всего в тех случаях, когда исполнителями по госконтрактам выступают единственные поставщики.

"С целью предотвращения таких действий необходимо ввести механизм раскрытия себестоимости по определенным видам государственного заказа, - отметил А.Силуанов. - Для этого Минфину и Казначейству в этом году необходимо разработать порядок ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности и затрат подрядчиков и субподрядчиков по госконтрактам, а также получателей целевых субсидий".

В свою очередь глава Казначейства Роман Артюхин пояснил журналистам, что названные нововведения не станут дополнительным обременением для поставщиков.

"Это должен быть просто стандарт, - сказал он. - Если подрядчик получает крупную сумму по госконтракту без использования рыночных механизмов, например, в виде аукциона, как единственный поставщик, то государство должно понимать, как и за счет чего сформировалась цена контракта. На наш взгляд, контрактные процедуры должны быть так прописаны, что при сохранении принципа твердой цены в определенных случаях возможно введение и механизм максимальной нормы прибыли".

При этом Р.Артюхин отметил, что сейчас такой механизм действует в рамках гособоронзаказа, где норма прибыли регулируется. "Такой механизм можно использовать и в рамках гражданского госзаказа, - сказал он. - Это нормальный рыночный инструмент, которые применяется во многих странах - государство осуществляет окончательный расчет после аудита себестоимости работ подрядчика, субподрядчика".

Также Р.Артюхин рассказал, что этот механизм казначейского сопровождения и оценки себестоимости работ планируется использовать и при предоставлении целевых субсидий.

"Механизм целевых субсидий не предусматривает получения исполнителем какой либо прибыли, - подчеркнул глава Казначейства. - В то же время, например, при субсидировании НИОКР средства субсидий нередко направляются на закупку оборудования. При этом срок выполнения работ может составлять 2-3 года, а срок службы оборудования - 5-7-10 лет. Сейчас, фактически, в субсидии включается полная стоимость оборудования. Но с точки зрения нулевой нормы прибыли здесь должен использоваться механизм амортизации, что в свою очередь, будет влиять на размер самой субсидии".

По словам Р.Артюхина, Казначейство займется проведением аудита себестоимости по крупным госконтрактам в 2019 году. "Соответствующая норма должна быть прописана на уровне закона, дополненного отдельным правительственным постановлением", - сказал он.

Впрочем, отдельные проверки Казначейство начнет проводить уже в текущем году.

"В прошлом году механизм казначейского сопровождения был задействован, в частности, в рамках проекта по созданию ИКТ-инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу, - рассказал Р.Артюхин. - При этом изначально было оговорено, что в этом проекте норма прибыли должна составлять не более 10% - подрядчик с этим условием согласился. Это наш первый такой проект, когда норма прибыли прописана в контракте, и Казначейство по завершении проекта должно будет проверить выполнение этого условия".

По данным Казначейства, в 2017 году было заключено 1,2 тыс. крупных госконтрактов на общую сумму 1,8 трлн рублей (общее число госконтрактов - 3,5 млн, а их общий объем - 6,3 трлн рублей). "Это те самые контракты, с которыми надо работать", - подчеркнул Р.Артюхин.