Интервью с Антоном Емельяновым, генеральным директором АО «ЕЭТП»

Интервью генерального директора АО «ЕЭТП» Антона Емельянова отраслевому информационному агентству Bico, в котором он обсудил последние инициативы Минэкономразвития, рассмотрел текущее состояние рынка ЭТП и необходимость в шестой площадке для госзаказа.

– Антон Андреевич, как кризис, санкции и импортозамещение повлияли на рынок электронных площадок и ЕЭТП в частности?

– В целом санкции оказали достаточно положительный эффект на сферу электронных торговых площадок.

Значительно больше внимания стало уделяться российским поставщикам: увеличилось их количество, они стали активнее участвовать в торгах. Мы, в свою очередь, также стараемся их поддерживать. Например, в мае этого года «Единая электронная торговая площадка» совместно с Торгово-промышленной палатой РФ запустили проект информационной поддержки импортозамещения «Выбирай российское». В рамках данного проекта мы проводим деловые экспресс-встречи, на которых российские поставщики, большинство из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства, лично общаются с представителями крупнейших госкомпаний и презентуют свою продукцию.

Несмотря на весьма непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, «Единая электронная торговая площадка» продолжает показывать положительную динамику.

Мы видим, что снижается как объем бюджетных ассигнований, так и общий объем проводимых закупок. При этом, за счет снижения средней стоимости проводимых закупок, увеличивается количество процедур и растет число поставщиков, потому что бизнес продолжает тянуться к государству.

На ЕЭТП в данный момент работает свыше 357 тысяч поставщиков и более 272 тысяч заказчиков. Если говорить о средней стоимости проводимых закупок, то по 44-ФЗ она сейчас составляет порядка 2–3 млн рублей, по 223-ФЗ – 7–8 млн рублей. Из негативных факторов можно отметить рост курса иностранной валюты. Из-за этого подорожало некоторое оборудование, которое используют электронные торговые площадки. Но мы активно используем российское оборудование из тех областей IT, где оно уже соответствует мировым требованиям.

Например, ЕЭТП полностью перешла на серверы с отечественными процессорами. Что касается программного обеспечения, то еще до наступления кризиса, площадка была построена на российских системах управления базами данных и ПО с открытым исходным кодом.

– Можно ли говорить о некой товарной специализации каждой конкретной площадки? Что чаще всего закупают на ЕЭТП?

– На рынке электронных торговых площадок действительно существуют специализированные площадки. Как правило, это кэптивные площадки, которые создаются крупными компаниями для проведения закупок у определенного, неизменного из года в год, пула поставщиков. Количественное соотношение выглядит следующим образом: межотраслевых площадок на рынке сейчас не более 12, крупных среди них – только шесть, а специализированных площадок существует более 100 штук.

Но когда заказчику необходимо привлечь максимально широкую аудиторию поставщиков на свои торги, использовать крупную межотраслевую площадку значительно эффективнее.

Если говорить о «Единой электронной торговой площадке», то на ней торги проводятся для очень большого количества отраслей и предприятий. Наверное, сейчас не существует такой номенклатуры товаров, которая не была бы представлена на ЕЭТП.

– Существует мнение, что большинство заказчиков на рынке размещает заказы по принципу «один заказчик – одна площадка». Оправдан ли, на Ваш взгляд, такой подход?

– Это абсолютно рабочий и достаточно распространенный подход. Возможности ведущих площадок сейчас позволяют обслуживать одну компанию по всем ее закупкам. В ряде случаев, из-за колоссального объема закупок крупных компаний, к ним возникают вопросы – почему была выбрана одна единственная площадка для проведения торгов. Для того чтобы эти вопросы снять, самые крупные заказчики России, например, госкорпорация «Ростех», пользуются услугами двух площадок. Таким образом, создается и конкурентная среда, и наглядно демонстрируются сравнения по участию в торгах, по снижению цен и пр.

– Как Вы относитесь к предложению Минэкономразвития назначить Российский аукционный дом шестым оператором ЭТП для размещения госзаказов?

– Возможное назначение Российского аукционного дома (РАД) шестым оператором электронной торговой площадки для размещения госзаказа не соответствует правилам отбора ЭТП, который предусмотрен 44-ФЗ. Работающие сейчас пять площадок этот отбор прошли: площадками подавались заявки, в них детально раскрывались все функциональные и технические возможности. Одной из стадий официального отбора также был дорогостоящий и сложный технический аудит. И если РАД хочет стать шестым оператором ЭТП, то необходимо, прежде всего, подать заявку на участие в отборе и пройти всего его этапы.

Стоит отметить, что все отобранные в 2009 году операторы ЭТП также ждут нового отбора, потому что вместе с ним должны появиться и новые единые требования к площадкам. А если смотреть на количество площадок, нужна рынку шестая площадка или нет, то, чисто технически, шестая площадка не нужна, потому что сейчас 90% госзаказа размещается на трех из пяти площадок, которые между собой активно конкурируют и двигают отрасль вперед.

– Применяются ли какие-либо санкции к площадкам, на которые поступают неоднократные жалобы пользователей? Куда вообще могут жаловаться участники тендеров, если функционал и работа ЭТП вызывают множество нареканий?

– Возможностью применения санкций к площадкам, вплоть до исключения из перечня ЭТП, располагают Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба, так как с этими ведомствами у площадок подписаны соглашения о функционировании. Именно в ФАС пользователи направляют свои жалобы и обращения.

Службой рассматриваются обращения по соответствию законодательству и регламенту проведения торгов, поддержанию работоспособности и отказоустойчивости. По жалобам, которые ФАС признает обоснованными, площадки штрафуются. Сумма штрафа достигает 300 тысяч рублей за одно нарушение.

Если нарекания носят характер того, что в функционале площадки что-то неудобно, но это соответствует законодательству и регламенту площадки, то это вопрос конкуренции между площадками. Заказчики и поставщики сами выбирают, на какой площадке им комфортнее работать.

Кроме того, все пять площадок подключены к информационной системе Минкомсвязи «Независимый регистратор». Данными этой системы также активнейшим образом пользуются контролирующие и правоохранительные органы.

– Как Вам идея Минэкономразвития об установлении единых требований и ограничении числа ЭТП по 223-ФЗ? Какие основные критерии отбора установили бы лично Вы?

– Ограничение количества площадок, безусловно, требуется. То количество площадок, которое мы имеем сейчас, а это более 100 штук, не могут отследить ни поставщики, ни контролирующие органы.

Также крайне важно и введение единых требований. ЕЭТП и «Сбербанк-АСТ» активно за это выступают, предлагая ряд требований по информационной безопасности.

Что касается лично меня, то наиболее важными критериями считаю: параметры информационной безопасности, степень отказоустойчивости, наличие квалифицированного персонала, и, что очень важно, наличие у площадки опыта работы в сфере электронных торгов по закупкам.

– В июле Минэкономразвития предложило (пока только в качестве запасного плана) оставить единственную электронную площадку для госзакупок на базе ЕИС. Как Вы оцениваете эту инициативу МЭР?

– Идея, мягко говоря, неудачная. Минусы очевидны и с экономической, и с технической точек зрения. Как показывает практика, монополии не могут функционировать эффективно. В данном случае монополизация также приведет к удорожанию и ухудшению сервисов, пострадают все стороны – и заказчики, и поставщики.

Что касается ЕИС, то данный ресурс до сих пор не смог показать стабильной работы. Его неработоспособность составляет не менее 25%, то есть время, когда система недоступна. И это при той нагрузке, с которой ЕИС сталкивается сейчас. Если там зарегистрировать всех поставщиков и начать проводить все торги, то нагрузка на этот ресурс увеличится, по самым скромным оценкам, в 10 раз.

– По статистике, коммерческие заказчики и госкомпании гораздо реже используют электронный формат определения поставщиков. Как полагаете, почему?

– В последнее время ситуация в данной области сильно изменилась. Если три года назад в электронном виде действительно проходило не более 10% закупок коммерческих заказчиков и госкомпаний, то сейчас этот показатель в несколько раз выше. Уже многие компании с государственным участием перевели более 50% своих конкурентных закупок в электронный вид. Электронная форма проведения закупок значительно выгоднее бумажной, а для корпораций снижение издержек и трудозатрат крайне важны.

– Как, на Ваш взгляд, в ближайшем будущем будет развиваться рынок электронных торгов?

– Безусловно, рынок ЭТП будет развиваться в сторону роста. И в секторе государственных закупок, и в секторе корпоративных закупок – объем торгов в электронном виде будет увеличиваться.

Электронные торги – это такая отрасль, некий вектор развития, который рождает все новые и новые дополнительные сервисы и возможности вокруг себя. Возьмем, к примеру, электронную подпись, которая сейчас есть практически у всех российских юридических лиц. Когда электронных торгов еще не было, но начали появляться электронные подписи, удостоверяющих центров было буквально не более десяти штук на всю страну, а сейчас их уже более 100. Инфраструктура развивалась именно благодаря электронным торгам, потому что они полностью «завязаны» на электронной подписи.

Следующий виток развития связан и активно развивается в сферах электронного документооборота и электронного кредитования. На ЕЭТП такого рода сервис реализовывается совместно с банком ВТБ. Для получения кредита или даже кредитной линии, участник в электронном виде подает заявку, опять же при помощи электронной подписи и электронного документооборота, и банк онлайн переводит средства на специальный кредитный счет. Такие банковские сервисы значительно понижают риски и, соответственно, ставку на кредитование.

За последние 10 лет сфера ЭТП дала гигантский толчок для развития множества электронных сервисов, позволив догнать, а в некоторых случаях и обогнать, многие зарубежные рынки.

Пресс-центр

Как развить свой бизнес

Как развить свой бизнес

12 сентября 2023

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

21 декабря 2022

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

19 августа 2021

Как получить ЭП руководителям организаций?

Как получить ЭП руководителям организаций?

19 августа 2021

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса

19 августа 2021

  • Как развить свой бизнес

  • Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»

  • Росэлторг People: о компании устами её сотрудников

  • Как получить ЭП руководителям организаций?

  • Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса