Белый дом продолжает искать возможности для создания гарантий стабильности инфраструктурного строительства в условиях роста цен на стройматериалы. Очередной пакет мер повышения гибкости строительных госконтрактов подготовило Минэкономики. Кроме того, ведомство предлагает стимулировать «сквозные» проекты в сфере производства стройматериалов — рост их выпуска позволит замедлить удорожание ресурсов и нивелировать издержки подрядчиков. Также импортозамещение предлагается поддержать приоритетом в закупках для компаний преимущественно с российскими рабочими.
Минэкономики в начале года сформировало новый пакет инициатив для поддержки компаний в области инфраструктурного строительства в условиях роста цен на стройматериалы. Замглавы Минэкономики Владислав Федулов направил его в аппарат правительства и Минстрой вчера (документ есть у “Ъ”), при этом в Минстрое документы пока не видели. Дискуссия вокруг поддержки компаний, занятых в строительстве капитальных проектов, продолжалась весь 2021 год — ключевой мерой поддержки стала возможность по согласованию с заказчиками увеличивать цены контрактов (см. “Ъ” от 10 ноября 2021 года); позже ведомства перешли к конструированию постоянных механизмов корректировки строительных контрактов.
Пакет Минэкономики содержит 11 инициатив, часть из них уже обсуждалась и не нашла поддержки в правительстве.
Так, ведомство настаивает на минимуме сметной прибыльности стройконтрактов (не менее 25%), постоянном механизме корректировки цены контракта при росте цен на стройматериалы и на авансировании госконтрактов. Последние инициативы не поддержал Минфин — они уже предусмотрены законом о контрактной системе (см. “Ъ” от 26 октября).
Также Минэкономики предлагает ускорить доведение до строителей бюджетных средств при корректировке цен договоров (ранее о проблемах с этим сообщали в деловом и экспертном сообществах) — деньги на это предлагается заложить в резервный фонд правительства. Кроме того, расходы на покрытие издержек из-за роста цен на ресурсы предлагается предусмотреть в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
Минэкономики претендует и на комплексное решение проблемы потери компаниями интереса к госстройкам — за счет «дорожной карты» по поддержке производителей стройматериалов для повышения объемов их выпуска и снижения стоимости.
Одной из мер должна стать реализация «сквозных проектов» в отрасли по аналогии с протекционистскими мерами в радиоэлектронной промышленности: речь идет о субсидировании закупок компаний, необходимых для развития новых отечественных производств. Идеи импортозамещения предлагается распространить и на выбор застройщиков — с приоритетом для российских и евразийских подрядчиков без преобладающего найма иностранной рабочей силы (впрочем, идеи ограничить конкуренцию в госзаказе при прочих проблемах отрасли выглядят сомнительно). Также это может создать препятствия планам правительства по цифровизации стройки — она требует квалифицированной иностранной рабочей силы, а зависимость от дешевого труда мигрантов дестимулирует вложения в модернизацию.
По данным Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, с 2021 года отрасль ожидает снижение операционной прибыли, а в 2022 году она выйдет в отрицательную зону, если не будут приняты комплексные решения. Гендиректор НАИК Мария Ярмальчук считает, что предложенные Минэкономики меры могут уменьшить нагрузку на отрасль и частично решить ее проблемы, но «не предусматривают решения таких значимых вопросов, как, например, введение новых правил расширенного казначейского сопровождения, а также сложности доступа к заемным средствам при применении данных правил». В НАИК больше рассчитывают на разработанную совместно с властями «дорожную карту» по совершенствованию регулирования транспортного строительства. «Мы надеемся, что она будет утверждена правительством в ближайшее время. Реализация предусмотренного ей комплекса мероприятий позволит нормализовать ситуацию в отрасли»,— отметила госпожа Ярмальчук.
Автор: Диана Галиева
Пресс-центр
-
24 апреля 2024 Как бизнесу помогают электронные торговые площадкиПочему бизнес переходит на электронные закупки, какие стереотипы мешают это делать активнее и что ждет сферу электронных торгов в будущем, рассказал г...
-
09 сентября 2024 В Санкт-Петербурге состоялся интенсив на тему привлечения поставщиков на торги7 сентября в Санкт-Петербурге прошёл интенсив RLT.Hack, организованный электронной торговой площадко...
-
29 августа 2024 Росэлторг узнал крупнейших корпоративных и госзаказчиков рыбной продукцииВ начале августа Совет Федерации в очередной раз поднял проблему внутреннего потребления рыбной прод...
-
26 августа 2024 Где в России строят канатные дорогиВ августе в Москве на ВДНХ запустили новую канатную дорогу. Она стала второй канатной дорогой в стол...
-
26 августа 2024 Правительство обновило и расширило список госкомпаний для закупок у МСППравительство РФ актуализировало перечень госкомпаний, которые должны согласовывать свои планы закуп...
-
19 августа 2024 Регламентные работы 23.08.2024 - 24.08.2024 на площадке roseltorg.ruУважаемые пользователи roseltorg.ru! Уведомляем вас, что в период с 23.08.2024г. 20:00 (Московско...
-
15 августа 2024 Правительство утвердило «дорожные карты» по реализации Концепции совершенствования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объёма на период до 2027 годаУнификация порядка проведения малых закупок в электронной форме, создание и ведение единого каталога...
Новости отрасли
Все-
29 августа 2024 Росэлторг узнал крупнейших корпоративных и госзаказчиков рыбной продук...В начале августа Совет Федерации в очередной раз поднял проблему внутреннего пот...
-
26 августа 2024 Где в России строят канатные дороги...В августе в Москве на ВДНХ запустили новую канатную дорогу. Она стала второй кан...
-
26 августа 2024 Правительство обновило и расширило список госкомпаний для закупок у МС...Правительство РФ актуализировало перечень госкомпаний, которые должны согласовыв...
-
15 августа 2024 Правительство утвердило «дорожные карты» по реализации Концепции совер...Унификация порядка проведения малых закупок в электронной форме, создание и веде...