Госсовет представил Путину предложения по совершенствованию закупочного законодательства

Члены Госсовета представили президенту РФ Владимиру Путину предложения по совершенствованию закупочного законодательства (прежде всего закона «О контрактной системе», 44-ФЗ) в части строительства автомобильных дорог.

Эти предложения были подготовлены рабочей группой Госсовета по направлению «Транспорт» и озвучены в ходе состоявшегося в среду заседания, на котором обсуждались проблемы дорожного строительства и безопасности на дорогах РФ.

Предложения направлены преимущественно на решение проблем, связанных с финансированием работ по дорожному строительству. В их числе ужесточение антидемпинговых мер, совершенствование механизма авансирования работ по госконтрактам, предоставление обеспечения исполнения долговременных контрактов.

«Предлагаем проработать вопрос о дополнительных антидемпинговых мерах, - сказал глава республики Бурятия Алексей Цыденов. – Сейчас порог для антидемпинговых мер установлен в 25%, но анализ показывает, что при этом (при таком уменьшении цены контракта – ИФ) снижается качество выполнения работ. Предлагаем при снижении цены контракта уже на 10% обязать поставщиков предоставлять дополнительное обоснование снижения цены и увеличенное обеспечение исполнение контракта».

Также Цыденов указал на необходимость введения в дорожном строительстве прямого авансирования поставщиков и их субподрядчиков по контрактам. По его словам, такой шаг позволит снизить финансовую нагрузку на исполнителей работ, которые вынуждены привлекать заемные средства для финансирования работ (закупка материалов, техники и т.п.) по контракту: «Сейчас авансовые средства поступают в Казначейство, которое рассчитывается с поставщиком только по факту завершения и приемки всех работ».

На это предложение председатель правительства РФ Дмитрий Медведев ответил, что такой механизм авансирования работ по госконтрактам можно реализовать. «Но главное не перегнуть, – подчеркнул он. – Определить разумный уровень авансирования, чтобы потом эти деньги не искать. Для этого ранее и была введена система казначейских аккредитивов».

Еще одно предложение, озвученное Цыденовым, предусматривает реализацию возможности предоставления долговременных банковских гарантий по долговременным же контрактам. «Контракты жизненного цикла – долговременные и предоставление по ним обеспечения исполнения контракта на весь срок может быть обременительным для поставщика, – сказал он. – Предлагаем не требовать по таким контрактам обеспечения исполнения сразу за весь срок или предусмотреть возможность предоставления обеспечения по этапам. А в тех случаях, где этапность работ не предполагается, – реализовать возможность предоставления долгосрочных банковских гарантий».

В свою очередь временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Роман Старовойт указал на необходимость совершенствования механизма ценообразования в дорожном строительстве.

«Имеются проблемы с определением сметной стоимости работ по строительству автодорог – происходит ее занижение, – заявил Старовойт. – Это приводит к тому, что поставщики не приходят на торги, или не могут выполнить условия контрактов в полном объеме, что влечет за собой ухудшение их финансового состояния, вплоть до банкротства. Выросло число банкротств поставщиков».

Врио губернатора Курской области отметил также, что заказчики для решения этой проблемы вынуждены нарушать законодательство в части определения начальной (максимальной) цены контракта – использовать метод конъюнктурного анализа цен. «Это, в свою очередь, вызывает претензии со стороны контрольных органов, – добавил Старовойт. – Необходимы правила конъюнктурного анализа цен, региональные центры мониторинга цен».

Перечисленные проблемы отрицательно сказываются на количестве поставщиков, их возможностях по исполнению контрактов.

«Состав и качество подрядчиков снижается», – констатировал в ходе заседания Госсовета министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Для улучшения ситуации и повышения качества дорожного строительства глава Минтранса предложил организовать, в частности, учет опыта работы поставщиков – как положительного, так и отрицательного. «Необходимо учитывать опыт поставщиков в качестве не только генподрядчиков, как это реализовано в настоящее время, но и в качестве субподрядчиков», – подчеркнул Дитрих.

Владимир Путин в ходе Госсовета указал на необходимость решения проблем, оказывающих негативное влияние на сроки и качество дорожного строительства, – в том числе проблем, связанных с авансированием работ, с ценообразованием, с административными барьерами и т.п.