В год пандемии росли только бюджетные закупки.
По итогам коронавирусного года объемы госзаказа просели на 10%, при этом спад вызван снижением активности госкомпаний, госзаказчики же нарастили бюджетные расходы, следует из доклада Высшей школы экономики. При этом эксперты указывают на положительное влияние пандемии на рост конкуренции и ослабление «аукционного крена». В закупках госкомпаний улучшение конкуренции не столь однозначно и может сопровождаться уходом закупок в тень.
Эксперты Высшей школы экономики в докладе «Система госзакупок в РФ» отметили сокращение объемов госзаказа по итогам 2020 года — суммарный объем контрактов, заключенных государством (ФЗ-44) и госкомпаниями (ФЗ-223), составил 29,1 трлн руб. против 32,2 трлн руб. годом ранее, а их удельный вес в ВВП — 27% против 29,5%. Впрочем, само государство в пандемию нарастило объемы контрактации с 8,4 трлн руб. до 8,9 трлн руб. Напомним, что упрощение доступа бизнеса к госзаказу стало одной из ключевых антикризисных мер на фоне падения спроса.
Объем же сделок госкомпаний по итогам 2020 года сократился до 20,2 трлн руб. против 23,8 трлн руб. годом ранее.
Учитывая неглубокий спад в экономике РФ (3%) и стабильность цен, можно констатировать, что госкомпании в условиях неопределенности вели себя так же, как и остальной бизнес,— формировали финансовые «подушки безопасности». При этом в ВШЭ указывают, что провал в закупках госАО может объясняться и расширением практики «невидимых» в ЕИС закупок в рамках гособоронзаказа.
В целом же авторы отмечают рост конкуренции в закупках как государства, так и госкомпаний. Так, среднее количество заявок на участие в конкурентных процедурах в рамках ФЗ-44 достигло максимума с запуска контрактной системы в 2014 году — 3 заявки (против 2,8) в 2019-м, а для ФЗ-223 составило 2,2 заявки против 2. Доля неконкурентного сектора также несколько «сокращается»: суммарно доля таких закупок в общем объеме составила 65% для ФЗ-44 и 78% для ФЗ-223 против 69% и 80% в 2019 году. Впрочем, структуры неконкурентных закупок государства и госкомпаний сильно отличаются. Поясним: в качестве неконкурентных авторы учитывают как «прямые закупки» у единственных поставщиков, так и закупки по итогам несостоявшихся конкурентных процедур (например, в случае подачи лишь одной заявки на участие).
В закупках по ФЗ-44 преобладают несостоявшиеся процедуры — на них приходится почти половина госзаказа.
В качестве причины эксперты неоднократно называли усиление «аукционного крена» в госзаказе, при этом две трети аукционов признаются несостоявшимися из-за отсутствия потенциальных поставщиков. В 2020 году практика проведения аукционов сократилась на 10%, до 63%, в том числе после исключения из аукционного перечня работ в сфере строительства. В результате выросла доля закупок в форме конкурса (с 6% до 10%). Снижение доли несостоявшихся процедур также сопровождалось ростом контрактации с единственным поставщиком из-за коронакризисных послаблений (с 13% до 17%). Впрочем, авторы указывают, что рост объема «прямых» закупок — временное явление, тогда как тенденция снижения аукционного крена сохранится. Новый риск роста несостоявшихся процедур авторы видят в требовании к заказчикам выполнять квоты закупок российской продукции.
В закупках же госкомпаний на несостоявшиеся процедуры приходится менее четверти, поскольку заказчики могут проводить их более эффективно из-за рамочного характера ФЗ-223. Традиционно в закупках госАО преобладают «прямые» закупки, при этом их доля незначительно сократилась в 2020 году (с 58% до 57%). Впрочем, оценка фактического объема закупок у единственного поставщика затруднена. С 2018 года госАО перестали отчитываться перед государством о закупках у взаимозависимых лиц, сокращение же общих объемов контрактации госкомпаний может указывать на рост объемов этих «невидимых» для государства закупок.
Автор: Диана Галиева
Пресс-центр
-
14 апреля 2022 Андрей Кашутин: электронные площадки станут проще и дружелюбнееВ изменившихся экономических условиях работают сегодня не только заказчики и поставщики, но и электронные торговые площадки. На площадках XVII Всеросс...
-
01 июля 2022 В России унифицировали требования к банковским гарантиям при закупках госкомпаний у МСПСоответствующие изменения в законодательство вступают в силу с 1 июля. Требования к гарантиям, ко...
-
01 июля 2022 Поставщикам закроют доступ к госзакупкам при отказе работать с заказчиком под санкциямиСоответствующее постановление правительство РФ вступило в силу. Российские поставщики, отказавшие...
-
28 июня 2022 Дума приняла закон, уточняющий мотив преступлений в сфере госзакупокКак указывают разработчики, существующий термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный хар...
-
28 июня 2022 Регламентные работы 02.07.2022 в системе Росинвойс docs.roseltorg.ruУважаемые заказчики и участники электронных процедур! Уведомляем вас, что в период с 02.07.2022 0...
-
27 июня 2022 Рекомендации по использованию браузеровС 15 июня 2022 года Microsoft прекращена поддержка браузера Internet Explorer. Напоминаем, что с ...
-
22 июня 2022 Всероссийское совещание по новым возможностям ГИС Торги по продаже государственного и муниципального имущества версии 1.230 июня в 10:00 (МСК) Федеральное казначейство проведет онлайн трансляцию Всероссийского совещания н...
Новости отрасли
Все-
01 июля 2022 В России унифицировали требования к банковским гарантиям при закупках ...Соответствующие изменения в законодательство вступают в силу с 1 июля. Требов...
-
28 июня 2022 Дума приняла закон, уточняющий мотив преступлений в сфере госзакупок ...Как указывают разработчики, существующий термин «иная личная заинтересованность»...
-
22 июня 2022 Всероссийское совещание по новым возможностям ГИС Торги по продаже гос...30 июня в 10:00 (МСК) Федеральное казначейство проведет онлайн трансляцию Всерос...
-
17 июня 2022 Ценовая преференция в рамках госзакупок распространена еще на 170 видо...Норма о предоставлении ценовой преференции в рамках госзакупок в размере 15-20% ...