Госкомпании не готовы публиковать свои закупки вручную

Электронные торговые площадки хотят самостоятельно выкладывать на официальный сайт информацию о торгах своих клиентов, подпадающих под действие федерального закона N223-ФЗ о закупках госкомпаний. Требование об обязательной публикации этих сведений на сайте zakupki.gov.ru вступило в силу 1 июля, однако затем срок был сдвинут на 1 октября. Минэкономики подготовило правила, согласно которым заказчик может либо самостоятельно размещать информацию о закупках, либо делать это с помощью торговых площадок, но в последнем случае он обязан подтвердить правильность размещенных сведений. Крупнейшие площадки считают данное требование избыточным и ради его отмены даже готовы пройти дополнительную аккредитацию.

Госкомпании должны были с 1 июля публиковать информацию о своих закупочных процедурах на официальном сайте zakupki.gov.ru, как это уже делают госзаказчики по федеральному закону N94-ФЗ. Для размещения информации на сайте заказчику необходима электронная подпись. При этом 1 июля вступил в силу закон N63-ФЗ об электронной цифровой подписи (ЭЦП), который фактически подразумевал необходимость получения новой ЭЦП — и только в центрах, аккредитованных Минсвязи. Министерство к началу месяца аккредитовало лишь несколько таких центров, а общая потребность в ЭЦП только в закупочном сегменте составляет около 500 тыс. штук. В итоге правительство отложило введение требований о публикации информации до 1 октября, чтобы закупочная деятельность госкомпаний не была парализована.

Теперь у компаний достаточно времени, чтобы получить ЭЦП, считает замглавы департамента Минэкономики по развитию федеральной контрактной системы Ирина Краснова. Минсвязи через неделю планирует довести число аккредитованных центров по выдаче ЭЦП до 23-24, сообщил заместитель главы департамента министерства по развитию электронного правительства Игорь Загорский. Каждый такой центр в сутки выдает примерно 200 ЭЦП. Госпожа Краснова отметила, что уже сейчас заказчики, получившие ЭЦП, смогут в тестовом режиме выкладывать информацию о торгах, хотя это и необязательно.

Минэкономики предлагает заказчикам выкладывать информацию о торгах как в ручном режиме, так и экспортируя данные из своих внутренних информационных систем или электронных торговых площадок. Но для этого нужно подтвердить правильность информации, "иначе сложно найти того, кто будет нести ответственность", отметила госпожа Краснова. С последним требованием категорически не согласны электронные площадки и крупные заказчики. По словам директора по стратегическому развитию В2В-Center Вадима Потрашкова, заказчики, размещая заявку в электронной системе, уже подписывают ее своей ЭЦП. Господин Потрашков предложил "обеспечить криптографию и хранение документов" в системах электронных площадок. "Если нужно подписать какой-то документ, мы готовы",— заявил представитель В2В-Center, добавив, что ведущие площадки согласны даже пройти отдельную аккредитацию в министерстве или казначействе. Он также высказал мнение, что сайт закупок "ляжет", если сотни тысяч заказчиков вынуждены будут самостоятельно публиковать информацию.

Сейчас у крупных заказчиков тысячи процедур в день, причем они сквозным образом объединены в их внутренней информсистеме, интегрированной с системой электронной площадки, пояснил заместитель гендиректора "Единой электронной торговой площадки" Андрей Черногоров. По логике Минэкономики, заказчик должен будет перед выкладкой информации на сайт вновь полностью ее проверить, а это, учитывая объем закупок, огромная работа. Ирина Краснова сообщила "Ъ", что Минэкономики может изменить свою позицию, если электронные площадки приведут убедительные аргументы. Совещание по этому вопросу состоится на следующей неделе.