Фермерский урожай в Сети

Российская газета - Выпуск №7315 (149) - 07.07.2017

Региональная электронная торговая площадка для АПК позволяет снизить цены на сельхозпродукцию.

У многих сельское хозяйство все еще ассоциируется лишь с тяжелым и грязным ручным трудом. Однако в последние годы в отрасль пришли не только механизация и автоматизация самых разных рабочих процессов и этапов производства, но все активнее внедряются и информационные технологии.

Одним из примеров таких технологичных изменений стала "Агроплощадка" - торговый ресурс, созданный федеральным оператором электронных торгов "Единая электронная торговая площадка". Этот сервис позволил существенно упростить и ускорить взаимодействие российских сельхозпроизводителей и потребителей. Особенно востребованным он оказался среди небольших фермерских хозяйств, большинство из которых, как известно, испытывают существенные трудности со сбытом.

Очень часто главным препятствием на пути производимой ими качественной и, что важно, экологически чистой продукции являются всевозможные перекупщики. Нередко это целая цепочка перепродаж, в конце которой цены порой взвинчиваются в разы, а основной доход получает вовсе не вырастивший это все фермер. Невыгодно это и потребителям, которые вынуждены переплачивать. Доказано, что страдают от подобных схем и бюджетные учреждения - школы, детсады и даже больницы и дома престарелых. Исключить из этой сбытовой системы хитрых перекупщиков как раз и позволила система электронных закупок.

Изначально "Агроплощадка" предполагалась для прямых продаж небольших объемов продуктов, с расчетом на организации и компании, работающие только на Единой электронной торговой площадке. Но западные экономические санкции 2014 года и введение ответного продовольственного эмбарго остро поставили задачу импортозамещения в сфере продовольствия. Помимо этого, роль сыграл чрезмерный спекулятивный рост цен на продукты, который сделал актуальным строгий контроль и мониторинг цен. В этот момент оказалось, что новый проект как нельзя лучше вписывается в эти внезапно сложившиеся экономические реалии.

Для реализации всех поставленных задач "Агроплощадка" была разделена на региональные секции - "Саратовагро", "Владимирагро", "Башагро", "Свердлагро" и т.д. Главную ставку разработчики сделали на привлечение государственных и муниципальных заказчиков и местного товаропроизводителя. А поскольку сервис не является коммерческим и для всех участников остается абсолютно бесплатным, он особенно заинтересовал учреждения социальной сферы.

Сейчас наиболее успешным является опыт электронных продаж фермерской продукции в Саратове. Почти сразу пользователями "Саратовагро" стало большинство муниципальных организаций, розничные предприятия торговли и общественного питания, оптовые торгово-закупочные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства. Со стороны фермеров на площадке аккредитовано уже свыше 170 региональных производителей, которые активно используют сервис для поиска партнеров, фиксирования каких-либо договоренностей и просто обмена информацией.

- Для саратовских производителей и фермерских хозяйств участие в этом проекте - это не только дополнительная бесплатная реклама собственной продукции, но и реальная возможность расширения продаж за счет учреждений социальной сферы, которые имеют стабильную потребность в закупках продуктов питания, - комментирует министр экономического развития Саратовской области Юлия Швакова. - В 2016 году для нужд областных и муниципальных учреждений через "Саратовагро" было закуплено продукции местных производителей на сумму более 200 миллионов рублей, в том числе более 13 тысяч тонн молочных продуктов, почти 3 тысячи тонн мяса и свыше 4 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий.

- Используя функционал этой торговой площадки, сельхозтоваропроизводители нашей области первыми в России смогли выйти на рынок государственных закупок продуктов питания, - дополняет заместитель министра сельского хозяйства Саратовской области Светлана Ундрова. - Активная торговля на площадке началась в 2015 году, и это позволило аграриям обеспечить дополнительный спрос на свою продукцию, загрузить свои мощности, и в итоге - увеличить доходность и эффективность производства. Больше всего на электронной площадке реализуются мясо, молоко, яйца, хлеб и овощи. По этим позициям у фермеров самые стабильные производственные и качественные показатели. Установленный прямой контакт между покупателями и поставщиками на электронной площадке позволил исключить промежуточное звено - перекупщиков, поэтому цены по заключенным договорам держатся стабильно невысокие - как показывает мониторинг, в среднем они на 70 процентов ниже среднестатистических.

- Наш завод работает на электронной площадке с июля 2015 года, - рассказывает директор компании "Гормолзавод Вольский" Людмила Лоскутова. - С тех пор мы заключили порядка 350 контрактов с муниципальными организациями Вольска и Саратова, а также Вольского, Хвалынского, Базарно-Карабулакского районов. Площадка проста в работе и удобна тем, что заказчик может сам выбрать заинтересовавшего поставщика. Обо всех процедурах приходят уведомления на почту, и это позволяет нам быстро реагировать на любые изменения и предложения.

Первым этапом развития сервиса стала работа по формату B2G: мелкие фермерские хозяйства предоставляют на нем свой товар для нужд соцсферы, поскольку гарантированный спрос на него может предоставить именно государство.

- Уже за первый квартал 2017 года мы реализовали через площадку продукции на 6 миллионов рублей, - не скрывает своего удовлетворения председатель сельскохозяйственного кооператива "Ильнар" Равиль Мавлютов. - Сотрудничеством мы очень довольны, так как благодаря площадке нашли много новых клиентов. Очень удобно, что не нужно ездить по всей области и заключать договоры, все делается через компьютер с Интернетом.

Специалисты планируют развивать сервис и дальше. Как сообщили в пресс-службе компании-разработчика, рассматривается также и возможность подключения к электронной площадке сетевых магазинов. Предполагается, что этот шаг позволит в дальнейшем использовать "Агроплощадку" не только в бюджетном, но и в коммерческом секторе закупок. Среди прочих вариантов развития - создание интернет-магазина сельхозпродукции для частных лиц и подключение к системе физических лиц, которые смогут расплачиваться онлайн прямо на сайте площадки.

Автор: Ольга Неверова