ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА - ТОРГ ЗДЕСЬ УМЕСТЕН

На минувшей неделе в Хабаровске открылся офис всероссийской «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП). На этом электронном ресурсе правительство Хабаровского края размещает заказы с начала этого года. Кроме того, наш краевой и муниципальный заказ может размещаться еще на пяти электронных площадках, которые получили право вести электронные торги для государственных и муниципальных нужд.

Напомним: по закону с 1 января 2011 года все закупки для федеральных, региональных и муниципальных нужд переведены в электронный вид. Очных аукционов, где могли сговориться поставщики или, того крепче, заказчик заведомо выбирал «своего» исполнителя, больше не будет.

Кроме того, за заказ теперь имеют возможность бороться конкуренты со всей России, невзирая на расстояния и разницу во времени: торги назначаются на местное время с указанием часового пояса. Конечно, местные производители оказываются в более выгодном положении. Но составить им конкуренцию может, в принципе, поставщик из любого региона. Кто мешает сесть за компьютер хоть в два часа ночи, хоть в шесть утра по своему времени? Если заказ того стоит, заинтересованный предприниматель не позволит себе его проспать.

- Как показала практика, электронные торги - более совершенный и эффективный способ размещения муниципальных заказов, - поделился опытом начальник управления муниципального заказа администрации Хабаровска Юрий Кромских. - Торги стали прозрачные и открытые. Участники - анонимные. Возможности для сговора просто нет.

Для справки: Электронная торговая площадка - это интернет-ресурс. Чтобы участвовать в торгах, предпринимателю нужен всего лишь компьютер и Интернет. Более того, теперь не надо бродить по Сети в поисках адресов площадок. Все они есть на едином портале zakupki.gov.ru. Ресурс работает с начала текущего года. Здесь можно найти и федеральные заказы, и региональные, и муниципальные.

Например, на презентации открытия офиса ЕЭТП в Хабаровске прямо на глазах собравшихся Читинская областная больница покупала стоматологические материалы. Два поставщика под именами «Участник 1» и «Участник 2» боролись за этот заказ. Пошагово снижали цену. Что за производители? Из какого региона? Это станет известно только по окончании торгов. Торг ведется до тех пор, пока в течение 10 минут не поступит ни одного ценового предложения. Кто дал последнее, тот и выиграл. Все честно. Побеждает самая низкая цена. Требования к качеству и техническим характеристикам заказчик устанавливает заранее в аукционной документации.

- На самом деле, электронные торги - процедура новая и для многих пока сложная, - заметил начальник отдела информационного обеспечения комитета государственного заказа Хабаровского края Юрий Карпов. - То, что нынче государственные контракты подписываются без бумаг, для многих еще непривычно и удивительно.

С одной стороны, чтобы участвовать в торгах, никуда ехать не надо. Сел за компьютер у себя, скажем, в Богородском, зашел на zakupki.gov.ru, нашел интересующий заказ на любой электронной площадке, узнал полную информацию о контракте, о требованиях к участникам - и вперед! Торгуйся, выигрывай и заключай контракт на поставку своих пластмассовых ведер или грелок хоть с администрацией Северного полюса.

На самом деле все не совсем так просто. Ни на какие торги вы не попадете, если не имеете электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Это главный инструмент для участия в электронных аукционах и конкурсах. А процедура получения такой подписи довольно трудоемкая. Список необходимых документов, адреса, телефоны ближайших регистрационных центров, впрочем, тоже есть на общероссийском портале.

А главное - для получения ЭЦП не обойтись без визита в удостоверяющий центр. В нашем крае такие учреждения пока есть только в Хабаровске. В ближайшее время получит право выдавать сертификаты ЭЦП для торгов центр в Комсомольске-на-Амуре. В районах края они пока на стадии организации - еще не получили лицензии.

В общем, географическая удаленность усложняет процедуру получения подписи для предпринимателей края. Но для ее облегчения в отдаленные районы удостоверяющие центры периодически сами приезжают по предварительной договоренности с потенциальными поставщиками товаров и услуг.

Здесь надо еще учитывать, что получение и пользование ЭЦП - услуга платная. За нее удостоверяющие центры берут 5 - 6 тысяч рублей в год. Плюс к тому, победителю торгов придется заплатить 3 тысячи рублей за работу самой площадки. С проигравших деньги не берут. Впрочем, и эта платность - мера временная. С увеличением числа участников Минэкономразвития России планирует ставку снизить, а впоследствии и совсем отменить.

А еще участникам аукционов придется выложить (а точнее, заложить) некоторую сумму на обеспечение заявки. Таким образом, заказчики страхуются от недобросовестных предпринимателей. А то, бывает, они в торгах участвуют, цену сбивают, аукцион выигрывают, а контракт не подписывают. Чтобы такого не происходило, хотите участвовать в аукционе на поставку, скажем, тазиков в сельские бани Лазовского района, сначала переведите означенную сумму на счет электронной площадки. А дальше, если вы аукцион проиграли, - получите ваши средства обратно. Выиграли и подписали контракт - вам их вернут. Потерять деньги можно только в том случае, если вы, выиграв аукцион, не подпишете контракт.

А еще заказчики частенько требуют с поставщика обеспечение контракта. Тогда при подписании придется внести до трети его стоимости. И эта сумма - залоговая. Хватает у вас мощностей выполнить условия контракта в срок и с надлежащим качеством - получите деньги обратно. Не хватает - лучше в аукционе не участвовать.

При этом обеспечение контракта принимается не только живыми деньгами. Вполне подойдет банковская гарантия или поручительство крупного известного предприятия, которое отвечает условиям гаранта. Эти условия тоже прописаны в законе.

- На сегодняшний день на нескольких электронных площадках для нужд края объявлено более 400 аукционов, - говорит Юрий Карпов. - Однако многие из них признаются несостоявшимися, поскольку далеко не все заинтересованные поставщики успели освоить новую процедуру. Тем не менее планируется, что количество электронных торгов и их участников в этом году будет расти, ведь в этом заинтересованы все заказчики. Чем выше конкуренция, тем большую экономию получат бюджеты всех уровней.